Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации основываются на том, что конкретно заставляет человека действовать

Процессуальные теории мотивации основываются на том, что конкретно заставляет человека действовать.

Существуют 3 основные процессуальные теории:

1. Теория ожиданий (разработана В. Врумом). Базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека. Согласно данной теории подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в 3 –х областях:

q ожидание в отношении затрат труда – результатов; (З¾Р)

q ожидания в отношении результатов – вознаграждений; (Р¾В)

q Валентность (удовлетворенность вознаграждением); (W)

Соотношение этих 3-х факторов представлено на рисунке:

мотивация
Р¾В
W
З¾Р
´ ´ =

2. Теория справедливости (равенства) (основатель С.Адамс). Основная идея данной теории состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других. На основе этого сравнения в зависимости от того удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует (изменяет) свое поведение.

Основную идею данной теории можно представить в виде:

личное вознаграждение вознаграждение других

личный вклад вклад других

Важным выводом из теории справедливости (равенства) является то, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения.

3. Модель Портера – Лоулера ¾ комплексная процессуальная теория мотивации. Включает элементы и теории ожиданий и теории справедливости. Они ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:

- Затраченные усилия;

- Личностные качества человека и его способности;

- Осознание своей роли в процессе труда.

Элемент теории ожидания проявляется в том, что человек оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям.

Элемент теории справедливости в том, что люди имеют собственные суждения по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками соответственно и степень удовлетворения.

Важнейший вывод: именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте сущность и содержание мотивации в современных условиях.

2. Назовите отличия между стимулированием и мотивацией.

3. Раскройте значение экономических и неэкономических мотивов в мотивации персонала организации.

4. Охарактеризуйте методы мотивации.

5. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

6. Перечислите процессуальные теории мотивации.

Литература: [8,с.483-486], [5,с.54-63], [6,с.97-143], [9,с.360-385]

Тема 8 ¾ Контроль как функция менеджмента

В современных условиях без надежной системы контроля не может успешно функционировать ни одна организация.

Контроль ¾ процесс обеспечения достижения целей организации, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Контроль как функция имеет двоякий характер. С одной стороны ¾ это элемент некоторой общей функции управления. С другой стороны ¾ самостоятельная функция менеджмента. Контроль входит в обязанности руководителя любого звена. Объектом контроля выступают организации, предприятия, фирмы и т.д. внутри организации контролю подвергаются происходящие в них процессы или отдельные элементы системы. Субъектом контроля выступают контролирующие звенья.

Современный менеджмент выработал четкие требования к контролю:

1. Контроль должен быть всеохватывающим.

2. Контроль должен быть гибким.

3. Система контроля должна быть экономичной, т.е. выгоды, приносимые ей должны быть больше затрат на ее проведение.

4. Эффективный контроль требует индивидуальности.

5. Ориентированность на человеческий фактор.

Существует 3 основных вида контроля:

1. Предварительный контроль должен осуществляться до фактического начала работ. В организациях предварительный контроль используется по отношению к:

- человеческим ресурсам;

- материальным ресурсам;

- финансовым ресурсам;

- информационным ресурсам.

2. Текущий контроль. Осуществляется в ходе проведения работ подчиненными их непосредственным начальником. Он базируется на измерении фактических результатов после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей.

3. Заключительный контроль. Проводится при завершении работы. Дает информацию для учета, если аналогичная деятельность повторится в будущем. Данный вид контроля используется для мотивации труда.

Так же контроль делится на внешний и внутренний. Внешний осуществляется руководством или специальными сотрудниками (контролерами). В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Деятельность организации требует, чтобы контроль был непрерывным процессом.

В процессе контроля выделяют три этапа:

1. Выработка стандартов и критериев;

2. Сопоставление допустимых результатов с установленными стандартами;

3. Принятие необходимых корректирующих действий.

Вопросы для самоконтроля.

1. Раскройте сущность контроля как функции менеджмента.

2. Роль контроля в менеджменте.

3. Охарактеризуйте современные требования к контролю.

4. Назовите основные виды контроля.

5. Внешний и внутренний контроль.

6. Охарактеризуйте этапы процесса контроля.

Литература: [2,с.196-205], [4,с.204-210], [8,с.154-159], [9,с.389-422]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: