Первой составляющей ситуационного анализа является внешний аудит, или анализ возможностей и рисков. При анализе привлекательности рынка рассматриваются важнейшие факторы внешней среды, т. е. факторы, которыми фирма не в состоянии управлять, но которые могут повлиять на маркетинговый план. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:
• рыночным тенденциям;
• поведению покупателей;
• структуре сбыта;
• конкурентной среде;
• конкурентной среде;
• тенденциям макросреды;
• международной среде
Данные факторы могут представлять собой возможности или риски, которые фирма должна стараться предугадывать и отслеживать при помощи маркетинговой информационной системы и делового наблюдения. Ниже мы перечислим наиболее важные вопросы, касающиеся каждого из этих аспектов. Конкретные виды необходимой информации, несомненно, зависят от категории продукции фирмы: потребительские товары длительного или кратковременного пользования, услуги или товары производственного назначения.
|
|
Тенденции эволюции базового рынка
• Каков объем рынка в натуральных и стоимостных показателях?
• Какова основная тенденция: рост, стагнация, спад?
• Чему равен объем потребления в расчете на одного потребителя?
• Как скоро наступит уровень насыщения?
• Каков процент семей или компаний, которые приобрели товар?
• Каков средний срок службы товара?
• Какую долю совокупного спроса составляет спрос, обусловленный заменой товара?
• Каково сезонное распределение общего объема продаж?
• Какие товары-субституты выполняют ту же функцию?
• Каковы наиболее заметные инновации в секторе?
• Чему равны издержки для различных каналов распределения?
• Какова структура сбытовой системы?
• Как взаимосвязь спроса и предложения влияет на цены?
• Какова общая рекламная активность на рынке?
• Какие средства рекламы пользуются наибольшей популярностью?
Конечно, этот список не претендует на полноту. Он просто иллюстрирует тип необходимой информации. Если продукт фирмы относится к категории товаров производственного назначения, то некоторые вопросы будут относиться не только к спросу со стороны непосредственных покупателей, но и к спросу последующих участников цепочки вплоть до конечных потребителей.