Основные понятия, источники правового регулирования автомобильных перевозок

Основным источником российского автотранспортного права является Устав автомобильного транспорта РСФСР, который определяет обязанности, права и ответственность находящихся на территории РФ автотранспортных организаций, осуществляющих перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также организаций и граждан, пользующихся автомобильным транспортом.

Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров и к международным - перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории РФ.

Под подвижным составом в УАТ РСФСР понимаются: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами, автобусы различных типов, а также легковые автомобили, включая таксомоторы.

Временное прекращение или ограничение перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по автомобильным дорогам в РФ может производиться только в случаях явлений стихийного характера или из-за дорожно-климатических условий. Решения о прекращении или ограничении перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты с указанием срока действия прекращения или ограничения перевозок по автомобильным дорогам общегосударственного значения принимаются Министерством транспорта РФ, по остальным дорогам общего пользования - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. О временном прекращении или ограничении перевозок по автомобильным дорогам общегосударственного значения Министерство транспорта РФ, а по остальным дорогам соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны доводить до сведения заинтересованных организаций и граждан.

В неотложных случаях органы ГИБДД могут запрещать или ограничивать движение автомобилей, осуществляющих перевозки, по отдельным участкам улиц и дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки и содержать эти пути в исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления перевозок.

Погрузочно-разгрузочные пункты грузоотправителей и грузополучателей должны иметь: средства механизации и необходимое количество рабочих, обеспечивающих соблюдение установленных сроков погрузки в автомобили и выгрузки из них грузов; устройства для освещения рабочих мест и подъездных путей к ним при работе в вечернее и ночное время; инвентарь, такелаж и в необходимых случаях весовые устройства для взвешивания грузов и подвижного состава, а также в зависимости от объема и характера выполняемых работ необходимое количество оборудованных мест погрузки и выгрузки грузов и указатели размещения складов, въездов и выездов.

Для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях организации автомобильного транспорта общего пользования, в зависимости от объема и характера перевозок, должны иметь автовокзалы (автостанции) и автопавильоны. Автовокзалы (автостанции) должны иметь билетные кассы и, в зависимости от объема и характера перевозок, камеры хранения ручной клади и багажа, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, буфеты или рестораны, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, справочное бюро, пункты медицинской помощи и т.д.), а также комнаты отдыха для шоферов и кондукторов, служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и движением автобусов и таксомоторов. Размещение автовокзалов (автостанций) в городах должно обеспечивать удобное обслуживание пассажиров. На территории, прилегающей к автовокзалам (автостанциям), должны быть перроны для входа пассажиров в автобусы и таксомоторы и выхода из них, оборудованные указателями и ограждающими устройствами, а также площадки для стоянки автобусов и маршрутных таксомоторов.

Планом законопроектной деятельности Минтранса России на 2005 год предусматривалась разработка Устава автомобильного транспорта Российской Федерации. Можно надеяться на скорое принятие данного Устава взамен сильно устаревшего Устава автомобильного транспорта РСФСР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: