Договоры об организации перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (ст. 798 ГК).

В советский период развития транспортного законодательства так называемые организационные договоры перевозки грузов имели весьма широкое распространение, хотя их регламентация обеспечивалась в основном ведомственными правилами перевозок грузов. Лишь УАТ включал в себя подробные нормы, регулирующие годовой договор автомобильной перевозки.

Вместе с тем главная цель организационных договоров перевозки: годового договора на автомобильном транспорте; долгосрочного или навигационного договора на морском и внутренневодном транспорте; специального договора на воздушном транспорте - в то время состояла в необходимости конкретизации действий сторон по выполнению планов перевозки грузов. Более того, нередко, например на автомобильном транспорте, заключение организационного договора рассматривалось в качестве одной из стадий планирования грузоперевозочного процесса.

В соответствии с УАТ (ст. 36) годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом заключались на основании плана перевозок грузов. По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие обязывалось в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном месте. Причем в соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждало месячные планы и определяло декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливались в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.

В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок. Данный тезис несложно проиллюстрировать положениями современного транспортного законодательства, а также нынешней гражданско-правовой доктрины.

Представляется, что в некоторых случаях было бы целесообразно предусмотреть обязательное заключение договоров об организации перевозок как для грузовладельца, так и для перевозчика. Например, на наш взгляд, именно так должна решаться проблема завоза продукции, товаров и продовольствия в районы Крайнего Севера. В настоящее время для производства и поставки соответствующих товаров используется механизм государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Очевидно, что указанные товары должны доставляться в районы Крайнего Севера в соответствии с жестким графиком, учитывающим ограниченные условия навигационного периода. Для этого и необходимы обязательные договоры по организации перевозок грузов в районы Крайнего Севера, соблюдение которых должно быть обеспечено серьезными санкциями за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В остальных случаях, когда договоры об организации перевозок заключаются в добровольном порядке, широкому внедрению указанных договорных моделей в практику взаимоотношений грузовладельцев и перевозчиков могла бы способствовать подготовка текстов различных примерных договоров об организации перевозок грузов, которые могли бы (после одобрения соответствующими транспортными министерствами и ведомствами) быть рекомендованы к использованию грузовладельцами и перевозчиками. Это значительно облегчило бы заключение конкретных договоров об организации перевозок и сделало бы их более привлекательными для участников имущественного оборота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: