Общая характеристика частной охранной деятельности

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации в последние десять лет привело к возникновению новых отраслей экономики страны, обеспечивающих потребности субъектов рынка и отдельных граждан. Естественной реакцией на растущий спрос на услуги по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защиты имущества и личности стало появление негосударственных охранных предприятий и служб безопасности, формирование рынка соответствующих услуг.

Сегодня можно констатировать, что российский охранный бизнес уже доказал свою состоятельность и востребован обществом. Сектор экономики, связанный с оказанием услуг в области безопасности, динамично растет и развивается. По состоянию на март 2002 года в Российской Федерации уже насчитывалось более 14000 частных охранных предприятий и служб безопасности, то есть почти на тысячу больше, чем в 2001 году. В них работало более 1000000 человек. (Здесь приводятся статистические данные по состоянию на 2001-2002 годы в связи с тем, что новые исследования в этой области отсутствуют).

Негосударственные организации безопасности охраняют сегодня более 73000 различных производственных объектов, торговых предприятий и складов, офисов, фирм и банков, больниц и учебных заведений, обеспечивают безопасную перевозку материальных ценностей. При оказании охранных услуг используется более 100000 единиц огнестрельного и газового оружия.

Негосударственные охранные организации вносят все возрастающий вклад и в обеспечение общественной безопасности. На середину 2001 года было заключено 7000 договоров, согласно которым была организована охрана объектов городской инфраструктуры - жилых домов, образовательных и детских дошкольных учреждений, стадионов, зон отдыха и др.

В 2001 году силами негосударственных предприятий безопасности задержано 32000 правонарушителей, в том числе 2500 - по подозрению в совершении преступлений. Возможности негосударственных структур все активнее используются в совместных с правоохранительными органами оперативно-профилактических и других мероприятиях.

Негосударственный охранный бизнес решает сегодня и большие социально-значимые задачи, обеспечивая трудоустройство и приобщение к гражданской жизни значительной части увольняемых в запас военнослужащих, сотрудников МВД и ФСБ Российской Федерации, других государственных структур. По различным оценкам, от 40 до 80 процентов ветеранов проходят социальную реабилитацию в предприятиях негосударственного охранно-сыскного бизнеса. Для многих из них это единственная возможность найти реальное применение своему опыту и профессиональным навыкам.

Острота проблемы социальной реабилитации сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, нарастает как снежный ком и главным образом потому, что руководство МВД при любом министре никогда вплотную ею не занималась.

Например, в 2001 году был отменен приказ о создании в этом же году Комитета федеральной криминальной милиции МВД РФ, куда уже было направлено 2500 личных дел. 16500 сыщиков РУБОПов были выведены за штат. Из 12 РУБОПов осталось 7 усеченных ОРБ. Большая часть служащих этих ведомств получила на руки так называемые уведомления об освобождении от занимаемой должности в связи с сокращением штатов. Такие офицеры должны были в течение 2 месяцев найти себе работу. Стоит ли говорить, что подавляющее большинство этих сотрудников до конца 2001 года были уволены из органов внутренних дел. Их число прибавилось к цифре 74421 сотрудников, уволенных по стране с 01.01.2001 по 26.10.2001.

Рынок охраны, куда могла бы хлынуть и влиться эта сотня тысяч уволенных за 2001 год профессионалов, переполнен до предела. В охранные предприятия за последние годы идут на должность постовых охранников старшие офицеры. Сейчас уже невозможно стать предпринимателем и занять какую-то нишу в охранном бизнесе. Все ниши давно уже поделены и заняты крупнейшими ассоциациями и объединениями охранных предприятий, среди которых ветеранам милиции при всем их огромном количестве принадлежит едва ли не последняя роль. Но самое парадоксальное состоит в том, что самая глубокая и объемная ниша на этом по праву ветеранском рынке принадлежит вневедомственной охране, которая эту нишу постоянно расширяет и в стороны, и в глубь, используя преимущества, предоставленные государством.

Частные охранные предприятия не только сами существуют за счет получаемой прибыли, но и уплачивают в госбюджет немалые налоги. Более того, по самым скромным подсчетам, на заработанные в частных охранных предприятиях деньги живут около 3000000 законопослушных граждан - семей частных охранников. Таким образом, существование частных охранных предприятий вносит вполне определенный вклад в стабилизацию социального климата в государстве.

Налицо наличие проблем в области законодательного регулирования охранных услуг, связанных с определением статуса охранника, повышением уровня их правовой и социальной защиты при исполнении обязанностей, спорами вокруг легализации вооруженной личной охраны и так далее.

Основной нормативный акт, регулирующий отношения в этой сфере - Закон РФ от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями на 6 июня 2005 г.), - законодательно закрепил саму необходимость развития охранного бизнеса и обозначил формирование механизма контроля со стороны государства за этой деятельностью и связанным с ней оборотом оружия.

В то же время следует учитывать, что указанный закон, создававшийся в отсутствие собственного наработанного опыта, все менее соответствует сегодняшним реалиям. За прошедшие десять лет кардинально изменились как обстановка в обществе, так и нормативная база деятельности частных охранных и сыскных предприятий были приняты;

- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ и часть вторая от 26 января 1996 года N 14-ФЗ,

- Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии",

- Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года N 600 утверждено "Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности"; появился ряд других подзаконных актов. В действующем законодательстве обнаружились существенные пробелы и противоречия, которые препятствуют развитию данной деятельности.

Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 года N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 34. Ст.3295.

Приходится признать, что, несмотря на высокую степень проработки отдельных положений Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", все еще нет полностью сформировавшейся и принятой на уровне государства и общества в целом концепции развития негосударственной охранной деятельности в Российской Федерации, нет единого понимания роли и места этой деятельности в обеспечении общественной безопасности.

Негосударственные охранные предприятия постоянно находятся в состоянии повышенного риска, поскольку занимаются специфической предпринимательской деятельностью - предоставлением охранных услуг потребителям, чаще всего - коммерческим структурам, бизнес которых может быть как законным, так и криминальным. Нередко доподлинно не известно, кто именно является реальным заказчиком и каковы его дальнейшие цели.

На развитие частного охранного бизнеса влияет и растущая жесткая конкуренция негосударственных охранных предприятий - между собой, с нелегальными родственными структурами, с работниками правоохранительных органов, с криминальными структурами.

Все еще существует проблема с положительным имиджем и отношением к негосударственной охранной деятельности в отдельных слоях общества, а также в правоохранительных органах.

Не прекращаются попытки представителей отдельных государственных органов искусственно затормозить развитие рынка охранных услуг - на протяжении всех лет существования этим предприятиям приходится доказывать, что они необходимы государству и обществу, что они готовы налаживать взаимодействие с правоохранительными органами.

Слабо развиты либо отсутствуют институты, призванные обеспечивать реальное взаимодействие государственных органов и негосударственных предприятий безопасности, нет общегосударственных программ, предусматривающих активное вовлечение охранного бизнеса в обеспечение общественного порядка.

Тем не менее работа охранных предприятий не останавливается, охранные функции выполняются, а руководители охранных предприятий заполняют пробел законодательства практическими навыками, опытом и профессионализмом.

Частные охранные предприятия, уже ставшие реальностью, представляют собой, наряду с государственными правоохранительными органами, существенный, хотя еще и в недостаточной степени востребованный и осознаваемый государством элемент обеспечения общественной безопасности.

Все указанные выше проблемы оказывают существенное влияние как на правовое положение частных охранников в сфере труда, так и на применение норм, регулирующих его трудовую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: