Правовой статус частного охранного предприятия

Деятельность частных охранных предприятий имеет предпринимательский характер. Целью их деятельности является - получение прибыли, но деятельность охранных предприятий носит не только, частный, но и публичный характер.

Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу статей 78 и 132 Конституции Российской Федерации, такая передача возможна при условии, что она не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статьи 45 и 48, закрепляя обязанность государства гарантировать защиту прав и свобод, не связывают законодателя в выборе путей выполнения указанной обязанности.

Поэтому нет ничего неестественного в наделении субъекта частного права публичными полномочиями. Пример тому - частный нотариус и адвокат. На первого возложена обязанность предоставлять квалифицированную юридическую помощь, на второго - обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе по назначению судов. Таким образом, деятельность и частного нотариуса, и адвоката приобретает публично-правовой характер; она является не только предпринимательской, преследующей цели извлечения прибыли.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 года N 15-П разъяснено, что нотариат в Российской Федерации служит целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивая совершение нотариусами, работающими в государственных конторах либо занимающихся частной практикой предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов.

Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью. Именно поэтому законодательством предусмотрено создание в каждом субъекте Российской Федерации нотариальных палат - некоммерческих организаций, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом.

Публично-правовые задачи обязывают адвокатов и занимающихся частной практикой нотариусов в установленных законом случаях обеспечивать льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан.

Итак, эти наделенные публично-правовым статусом субъекты обладают как минимум тремя характерными признаками:

1. Осуществление деятельности от имени государства.

2. Наличие профессионального объединения, на которое государством возложена обязанность обеспечения надлежащего качества оказываемых услуг, что не исключает существование и иного государственного контроля (например, осуществляемый органами юстиции).

3. Закрепление обязанности в определенных законом случаях осуществлять льготное или бесплатное обслуживание отдельных категорий граждан.

В связи с тем, что ни один из названных признаков не может быть отнесен к деятельности частного охранного предприятия, представляется необоснованным отнесение частных охранных предприятий к публичным агентам - той группе лиц, наделенных публичными полномочиями, которые подобны по своему правовому статусу частным нотариусам и адвокатам, имеющим исключительно непредпринимательские цели деятельности.

В то же время, в ряде случаев в деятельности охранных предприятий можно найти некоторые общие черты с деятельностью предпринимателей, наделенных публичными полномочиями - например, с аудиторскими организациями.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 года N 4-п разъяснено, что отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, осуществляемой этими коммерческими организациями, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договор об оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. в рамках предпринимательской деятельности; вместе с тем такое юридическое лицо имеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществления аудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичную функцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этого процесса.

О наличии публичных полномочий у охранных предприятий свидетельствует то обстоятельство, что их работники при осуществлении частной охраны имеют в силу закона право:

1) на договорной основе содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

2) обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий;

3) применять специальные средства, в том числе оружие.

Подобные права, по общему правилу, присущи исключительно должностным лицам и органам публичной власти. Действительно, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, кроме гладкоствольного и охотничьего оружия, выдаются, например, органами внутренних дел частным охранным предприятиям и службам безопасности на предприятиях во временное пользование за плату. При аннулировании лицензий на право занятия частной детективной и охранной деятельностью огнестрельное оружие и боеприпасы к нему подлежат возврату в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. (см. Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года N 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»).

Публичный характер предоставляемых охранным предприятиям полномочий обусловлен тем, что их осуществление связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья третьих лиц и при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы подобных лиц. Все это делает вполне обоснованным следующее требование закона: физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, связанные с осуществлением упомянутых выше полномочий.

В то же время предпринимательский характер деятельности охранных предприятий обуславливает существование различий в правовом статусе охранных предприятий и их работников, с одной стороны, и должностных лиц и орган публичной власти - с другой стороны.

Определением Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 года N 32-О разъяснено, что Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", исходя из особого характера частной детективной и охранной деятельности (статья 3), наделяет осуществляющих ее лиц специальным правовым статусом, отличным от правового статуса работников правоохранительных органов (часть вторая статьи 1) и включающим соответствующие права и обязанности (статьи 5, 16-18), ограничения некоторых прав (часть вторая статьи 4, часть пятая статьи 11), а также гарантии социальной и правовой защиты (статья 19).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: