Современный электропривод представляет собой конструктивное единство двигателя (электромеханического преобразователя энергии), силового преобразователя и устройства управления. Он обеспечивает преобразование электрической энергии в механическую в соответствии с алгоритмом работы технологической установки. Электрическими двигателями в настоящее время потребляется более 30% вырабатываемой электрической энергии. Поэтому, эффективность энергосберегающих технологий в значительной мере определяется эффективностью электропривода. Разработка и внедрение высокопроизводительных, компактных и экономических систем привода является приоритетным направлением современной техники.
В настоящее время освоено промышленное производство биполярных транзисторов с изолированным затвором IGBT, IEGT, силовых интеллектуальных модулей IPM, SkiiP со встроенными средствами защиты ключей и интерфейсами для непосредственного подключения к микропроцессорным системам управления. Наиболее перспективными следует признать законченные интеллектуальные модули SkiiP фирмы SEMIKPON. Рост степени интеграции в микропроцессорной технике и переход от микропроцессоров к микроконтроллерам со встроенным набором специализированных периферийных устройств, сделали необратимый процесс массовой замены аналоговых систем управления приводами на системы прямого цифрового управления. От устройств управления с жесткой логикой (релейно - контактные и бесконтактные), скалярного и векторного управления перешли, на базе систем векторного управления, к разработке приводов с прямым цифровым управлением. Отличительной особенностью этих решений являются предельно высокое быстродействие контуров тока (0,2…1,2mс), реализованных на базе цифровых релейных и на принципах нечетной логики регуляторов. Под прямым цифровым управлением понимается непосредственное управление от микроконтроллера (микро ЭВМ, применяемая в производственных условиях) каждым ключом силового преобразователя и обеспечение возможности прямого ввода в него сигналов различных обратных связей (сигналы: дискретный, аналоговый, импульсный) с последующей программно - аппаратной обработкой внутри микроконтроллера. Таким образом, система прямого цифрового управления ориентирована на отказ от значительного числа дополнительных интерфейсных плат и создание одноплатных контроллеров управления приводами.
Усложнение структур управления приводами потребовало увеличение производительности центрального процессора и перехода к специализированным процессорам с объективно ориентированной системой команд, адаптированной к решению задач цифрового регулирования в реальном времени. Ряд фирм (Mitsubishi Elektric, Hitachi, Maxim, Atmel, Siemens, Texas Instruments, Micrachip, Omzon, Elecale, Philips) выпустили на рынок микроконтроллеры для управления двигателями и удовлетворяющие этим потребностям. Среди них следует отметить программируемые логические контроллеры ALPHA и MCS-51, имеющие следующие характеристики: множество предпрограммируемых функций, большую память программы, функцию жидкокристаллического дисплея, функцию коэффициента, аналоговые входы, устроенное пусковое устройство, функцию часы/календарь, до 350 команд включения и выключения в составе одной программы, графический пакет программного обеспечения. Стремление удешевить привод привело к отказу от датчиков механических переменных и переходу к системам бездатчикового управления, где для оценки механических координат привода (положения, скорости, ускорения) используются специальные цифровые наблюдатели.
В пределе встроенная система управления проектируется как однокристальная и вместе с силовым преобразователем и исполнительным двигателем конструктивно интегрируется в одно целое - мехатронный модуль движения.
Выключатель автоматический дифференциальный (дифавтомат). Он предназначен для использования в однофазной или трехфазной электрической сети в системе электроснабжения с заземленной нейтралью.
Дифавтомат реагирует на дифференциальный (остаточный) ток, в том числе, при наличии постоянной и выпрямленной составляющих, а так же автоматическое отключение участка электрической сети при тепловой нагрузке и токе короткого замыкания. Следовательно, дифавтомат совмещает функции устройства защитного отключения (У30) по току утечки и автоматического выключателя с тепловым и электромагнитным максимального значения расцепителями. В основе действия У30 положен принцип ограничения продолжительности протекания тока через тело человека при непреднамеренном прикосновении его к элементам электроустановки, находящейся под напряжением, а также при повреждении изоляции, неисправностей электрооборудования. Основным узлом У30 является дифференциальное устройство, постоянно измеряющее разницу между величиной тока на входе и выходе цепи и если эта разница отлична от нуля, то существует утечка тока. В качестве измерительного преобразователя тока используется дифференциальный трансформатор тока. Когда дифференциальный ток превышает - значение устаивки порогового элемента, последний срабатывает и воздействует на исполнительный механизм размыкает силовыми контактами цепь нагрузки. Технические характеристики некоторых, наиболее распространенных дифавтоматов, приведены в таблице 12.1.
Таблица 12.1. Технические характеристики дифференциальных автоматических выключателей
Фирма, компания, торговая марка. | Тип | Ряд номинальный токов, А | Ряд номинальных отключающих дифференциальных токов I∆n, mA | Число полюсов | Тип защитной характеристики | Тип дифференциального расцепителя | Номинальный дифференциальный включающий и отключающий ток, А | Способ монтажа | Сечение присоединительных проводов, мм2 |
Электро ТМ | ДА 461, ДА 464 | 16, 25, 32, 40, 63 | 10, 30, 100 | 2,4 | В, С, Д | АС | Панельно-щитовой | 6...25 | |
ДЭК | ДИФ‑101, ДИФ‑102 | 10, 16, 25, 32, 40, 50, 63 | 10, 30, 100, 300, 500 | 2,4 | В, С | АС | Панельно-щитовой | 1...25 | |
ОАО Д3НВА | ДА29 | 0,5…63, 6,3…63 | 10, 30, 100, 300 | В, С, Д, Z, L, K t=0,1…1с | АС | Панельно-щитовой | 1,5…25 | ||
Legzand | LR ТМ | 25, 40, 63 | 30, 300 | В, С, Д, Z, L, K t=0,1…1с | АС | Панельно-щитовой | 6…16 |