Причины разбалансированности социального пространства

Главными причинами разбалансированности социального пространства, являются:

1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2) нарушение социальных приоритетов;

3) несовершенство политической организации общества - государства, неспособного обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

4) несовершенство управленческой культуры субъектов деятельности, их боязнь и отстранение общества от процесса управления.

Произошли качественные преобразования в головах миллионов управляющих (менеджеров), которые в массе своей становятся профессионалами и способны оказывать эффективное влияние на темпы социально-экономического развития территорий. Увеличивается число собственников-совладельцев финансовых институтов и коммерческих образований. Каждый муниципальный менеджер, нанятый по контракту и несущий ответственность за управленческую деятельность по результатам работы, становится как бы малым предпринимателем в сфере управления. Так формируется предпринимательская культура нового типа — менеджеральная.

В ней особое значе­ние приобретает рациональное начало, знания, научное проектирова­ние и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов «человеческого фактора».

Процесс этот происходит в массовом масштабе, который в корне меняет всю систему управления на месте и делает ее целесообразной: население — акционеры — совет — менеджмент. Население определяет цели развития местного сообщества, администраторы и менеджеры, соблюдая принципы корпоратизма и менеджмента, обеспечивают подотчетность менеджеров и администрации органам представительной власти на местах. Это выступает не только как важнейший принцип организации социального управления, но и как механизм формирования современной управленческой культуры, предприниматель­ской в том числе.

Органы управления, в том числе и государство, вырабатывают меры социальной защиты населения, которые позволяют еще в большей мере социально ограничивать рынок.

Предъявляются новые требования к развитию главного субъекта управления — государству, которое вынуждено делегировать многие функции хозяйственного регулирования своим гражданам, территориям, союзам и ассоциациям, малым и средним предприятиям. Это, в свою очередь, укрепляет материально-финансовую и правовую базу органов местного самоуправления, которые все более активно влияют на правильное использование ресурсов территорий (социальных, духовно-культурных, управленческих и т.п.), а не только природных.

Главной причиной, сдерживающей развитие социального прогресса, порождающей социальные дисбалансы, является неразвитость системы социального управления, неэффективность социального ме­неджмента, недостатки его теории и практики.

Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального пространства, обустроенного социального дома. Современные техниче­ские средства, методы генной инженерии, достижения медицины способны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удовлетворить творчески одаренных.

Если субъекты социального управления — все живущие на Земле народы, их соци­альные, политические и экономические институты — не будут опережать темпы роста технического и биологического прогресса, адекватно реагировать на открывающиеся возможности, приспосабливать социальное развитие к меняющимся внешним условиям природной и технической среды, то весьма вероятна гибель человечества в ближайшем обозримом будущем.

Сегодня главным условием выживания мира является ускорение темпов социального прогресса, повышение его социальной зрелости, включение коллективного разума, инновационных ресурсов в регулирование социального пространства, в том числе и средствами социального менеджмента.

Основными субъектами управления в современном мире пока являются политические институты, государственная власть, отдельные политические лидеры, от их социальной культуры и политического поведения во многом зависит судьба цивилизации, направления социального прогресса.

Цивилизация достигла сегодня такого уровня зрелости, богатства интеллектуального опыта, инновационных средств саморегулирования, что способна предвидеть грозящие социальные катастрофы, предотвращать взрывы, смягчать острые конфликты, создавать условия для их своевременного разрешения и, следовательно, двигаться по пути социального прогресса.

Главные причины разбалансированности социального пространства, создающие зону бедствия:

1) неразвитость экономических структур, окружающих человека;

2) нарушение социальных приоритетов, неадекватность средств социальной защиты;

3) характер политической организации общества, политического режима, неспособных обеспечить демократические методы решения общественных проблем;

4) низкий духовный потенциал, недостаточная управленческая культура субъектов деятельности, что выключает коллективный разум, науку из нормального механизма функционирования общества.

Разбалансированность социального пространства обусловлена двумя факторами: во-первых, неготовностью коллективного разума, научного знания обеспечить общество инновационными методами проектирования социального пространства; во-вторых, невостребованностью имеющихся инновационных методов со стороны субъектов управления, государственных структур, осуществляющих внедрение научных разработок в практику социального управления.

Технологизация социального пространства — главная функция социальной науки, ее основной метод познания и преобразования социальной действительности.

В основе технологизации социального пространства лежит методология и теория социального управления, механизмы которого отстали от требований жизни.

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.

Социальный проект представляет собой такую разновидность программы, где отражены актуальные ориентиры, общие задачи, уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов

В теорию и практику современного социального управления в развитых странах широко проникла марксистская идея — ценности жизни выше целей производства. В американской и японской литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие «результат» на Западе все в большей мере включается человеческий фактор, творческие возможности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения этой социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышения уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая включает и такие факторы, как доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

В этом состоит суть социального менеджмента, складывается его современная теория и практика.

Таким образом, речь идет о необходимости более эффективного управления социальными процессами, социальной сферой и социаль­ными ресурсами с помощью современных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: