Уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро- и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. В зависимости от содержания таких задач создана и продолжает углубляться система законодательства различного уровня.

Высший уровеньпредставлен федеральными законами. К ним относятся Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.02 г. № 191-ФЗ) «О бухгалтерском учете». Данный закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К высшему уровню относятся ГК РФ, НК РФ и другие законы, регламентирующие порядок уче­та и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы верхней иерархической ступени нормативных актов.

К основополагающим документам нормативного характера следует отнести Положения по внедрению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждены Приказом Минфина России от 27 июля 1998 г. № 34н (с изменениями от 30 декабря 1999 г. № 107н и от 24 марта 2000 г. № 31н).

Вторым уровнем регулирования бухгалтерского учета являются Положения (Стандарты) ПБУ Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной жизни, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Государственные органы России с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не Стандартами, а Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.

Приведем перечень ныне действующих российских ПБУ, условно разбив их по проблемам, в сопоставлении с МСФО.

Слева указаны ПБУ РФ со ссылкой на дату и номер Приказа Минфина России, утверждающего данный документ, справа — Стандарт, входящий в блок МСФО. Следует иметь в виду, что нумерация международных стандартов устанавливалась, как правило, в зависимости от даты внедрения. Кроме того, отдельные стандарты (номера) отсутствуют в связи с их заменой другими стандартами полностью либо переносом отдельных положений в другие.

Даже визуальное сравнение показывает, что многие ПБУ по наименованиям почти совпадают с международными стандартами. Таковы: Информация по сегментам, Условные факты хозяйственной деятельности, События после отчетной даты, Информация по пре­кращаемой деятельности, Учет основных средств, Учет материаль­но-производственных запасов, Учет нематериальных активов, Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию, Учет государственной помощи. Ряд российских положений находится в разработке частности Промежуточная отчетность, Аренда.

Перечень ПБУ в сопоставлении с МСФО

Раскрытие информации в отчетности РФ Номер и наименование МСФО по аналогичным вопросам
1. Отчетность
1 Учетная политика организации (ПБУ 1/98); 09.12.98 № 60н с изм. от 30.12.99 № 107н Зарегистрировано Минюстом РФ 1Представление финансовой отчетности 7 Отчеты о движении денежных средств
2 Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/98); 06.07.99 № 43н. В государственной регистрации не нуждалась 8, 27, 29, 30, 31, 34 Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике и др.
3 Информация по сегментам' (ПБУ 12/2000) 27.01.2000 № 11н (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается) 10 Условные события и события, произошедшие после отчетной даты 14 Сегментная отчетность 15 Информация, отражающая влияние изменения цен
4 Условные факты хозяйственной деятель­ности (ПБУ 8/1);'28.11.01 Зарегистрировано в Минюсте России 22, 24 Объединение компаний Раскрытие информации о связанных сторонах
5 События после отчетной даты (ПБУ 7/98); 25.11.98 г. №56 Зарегистрировано в Минюсте России 27 Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании
6 Информация об аффилированных лицах ПБУ 11/2000); 13.01.2000 № 5н с изм. от 30.03.01 №27н) Зарегистрировано в Минюсте России 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции
7 Информация по прекращаемой деятель­ности (ПБУ 16/02); 02.07.02 № 66н Зарегистрировано в Минюсте России 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности 34 Промежуточная финансовая отчетность 35 Прекращаемая деятельность
II Активы и обязательства
1 Учет основных средств (ПБУ 6/01); 30.03.01 № 26н. Изменения внесены 18.05.02 №45н Зарегистрировано в Минюсте России 2 Запасы 4 Учет амортизации 16 Основные средства
Раскрытие информации в отчетности РФ Номер и наименование МСФО по аналогичным вопросам
2 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2000); 10.01.2000 № 2н В государственной регистрации не нуждалось 17 Аренда 21 Влияние изменения валютных курсов 23 Затраты по займам 36 Обесценение активов
3 Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/01); 09.06.01 № 44н Зарегистрировано в Минюсте России 37 Резервы, условные обязательства и условные активы
4 Учет нематериальных активов (ПБУ 14/2000); 16.10.2000 № 91н. В государ­ственной регистрации не нуждалось 38 Нематериальные активы
5 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию (ПБУ 15/01); 02.08.01 № 60н. Зарегистрировано в Минюсте России 39 Финансовые инструменты: признание и оценка 40 Инвестиционная собственность
III Финансовые результаты
1 Доходы организации (ПБУ 9/99); 06.05.99 № 32н (с изм. от 30.12.99 №107н от 30.03.01 №27н) Зарегистрировано в Минюсте России 2 Учет расходов на НИОКР 4 Учет амортизации 9 Затраты на исследования и разработки 1 Договоры подряда 18 Выручка
3 Расходы организации (ПБУ 10/99); 06.05.99 № ЗЗн (с изм. от 30.12.99 № 107н и от 30.03.01 № 27н) Зарегистрировано в Минюсте России Учет финансовых вложений (ПБУ 19/02) 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи 25 Учет инвестиций
4 Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство (ПБУ 2/94); 20.12.99 № 167. В государственной регистрации не нуждалось 27 Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании
5 Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000); 16.10.2000 № 92н В государ­ственной регистрации не нуждалось 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании
6 Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02) 12 Учет расчетов по налогу на прибыль

Вместе с тем следует сделать вывод, что в МСФО подробно раскрывается влияние на финансовое положение инфляционных процессов. Наличие трансконтинентальных компаний, головных организаций дочерних предприятий потребовало представлять пользователям развернутые данные об инвестициях в зависимые общества. Имеются стандарты по финансовым инструментам. Проводя политику достижения гармонии с МСФО, государственные органы России с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового (бухгалтерского) учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

Весьма обширен перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета (третий уровень регулирования). Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа включает в себя, в частности:

—Порядок ведения кассовых операций в РФ. Инструкция ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 40;

—Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены Приказом Минфина России от 28 июля 1998 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000 г. № 32н);

—Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (в ред.Приказа Минфина России от 23 апреля 2002 г. № ЗЗн);

—Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;

—Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утверждены Приказом Минфина России от 21 марта 2000 г. № 29;

—Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Утверждены Приказами Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.03 г. № 38н).

Документы третьего уровня, отражающие методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включают в себя инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной среды и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам. Они нуждаются в обновлении в связи с переходом экономики на рыночные отношения и необходимостью достижения гармонии с МСФО. Такая работа идет медленно.

Из документов третьего уровня регулирования отраслевого бухгалтерского учета следует назвать Инструкцию по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденную Приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2003 г. № 153.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Подчеркнем, что документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведом­ственные ревизионные органы.

Документы четвертого уровня — это формализованный поря­док, установленный самой организацией, исходя из конкретных особенностей деятельности. Основным документом данного уровня является учетная политика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: