Новое время принято называть период, начавшийся в 17в. и длящийся до настоящего времени.
Развитие капитализма и рыночных отношений в недрах феодального общества и связанный с этим бурный рост наук и техники в Европе явились той основой, на которой сформировалось новое философское мировоззрение, которое было ориентировано, прежде всего, на исследование природы научного (теоретического) знания и осмысления его способов получения.
Характерными особенностями философии 17в. были:
- тесная связь с естествознанием;
- борьба против засилия схоластики и обоснование идеологии формирующейся буржуазии.
Философии Нового времени свойственно утверждение о принципиальной недоказуемости догм христианства, т.е. разделение знания и веры. Если в период средневековья философия была органически связана с религией, в эпоху Возрождения с гуманизмом и гуманитарными науками, то в Новое время с естествознанием. Это проявляется в том, что даже философия подчас приобретает математическую форму изложения. Быстро развивающиеся точные науки (математика, механика, физика) и лидерство среди них механики привели к формированию механицизма как специфического типа мировоззрения. Механицизм полагает, что и мир, и человек – все это как сложные машины, существующие по законам механики.
|
|
Философия 17в. развивается в тесной связи с естествознанием, по этому, главной становится природа и источники знания, методы его получения и формы существования. Поэтому, философия Нового времени выдвигает гносеологию как философское учение о методах, способах и формах познания человеком окружающего мира.
Проблемы гносеологии пронизывают большинство философских систем того времени, а само знание рассматривается прежде всего с точки зрения его практического прикладного значения, как условие обретения человеком власти над окружающим миром. Однако философское естествознание Нового времени все еще находилось под влиянием могущественной теологии. Поэтому, в философской системе все еще присутствовал идеал Бога, более того, в некоторых научных учениях Бог рассматривался как перводвигатель, источник движения и развития мира, который якобы запустил всемирный механизм. Полагалось, что далее мир развивался по собственным законам (деизм), однако в новое время неуклонно развиваются те элементы научных представлений, которые уже были заложены в эпоху Античности и Возрождения. Под влиянием молодого капитализма наука становится производственной силой общества.
И в обществе все более возрастает спрос на точное знание, полученный экспериментальным путем. Т.е. наука Нового времени утрачивает присущее ей ранее созерцательный характер.
|
|
Научные теории начали строиться на базе экспериментальных методов, основы которых были заложены Галилеем, а не на высказывание авторитетов прежних эпох. Теперь научные открытия все чаще стали получать практическое применение для разработки на их базе технических устройств, облегчающих человеческую жизнь. В Новое время на смену прежней аристотельско-птолемейская картине мира приходит новая ньютоновско-картезанская, которая господствовала на протяжении 18-20 веков. В 20в. благодаря развитию естественных наук и, прежде всего физике, астрономии, космологии и т.д. начался процесс формирования научной картины мира, связанный с деятельностью (Бора, Эйнштейна, Планка и др.), которые нашли свое отражение в философских учениях 20в. Характерной чертой философии Нового времени являлась борьба эмпиризма и рационализма философии.