Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человечества. Она существовала в период с конца XVIII до 70-х гг. последующего столетия и явилась вершиной рационалистического мышления Нового времени. Немецкая классика представлена творчеством та крупных мыслителей, как И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах и др.

Идейные (теоретические)  источники этой философии разнообразны. Немецкие философы к числу своих авторитетов относили Платона и Спинозу, французских просветителей XVIII века. Из своих соотечественников они выделяли Н. Кузанского и Г. Лейбница, И. Гердера, Ф. Шиллера. Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Великой французской революции и ее важнейших идей. Однако в Германии того времени еще отсутствовали необходимые предпосылки подобных социальных преобразований. Страна была раздробленной, а буржуазия слабой в экономическом и политическом отношении. Эти и иные обстоятельства обусловили повышенный интерес немецкой философии к теме духовного во всех его проявлениях (индивидуальное и общественное сознание), а не практической общественной мысли.

Немецкая классика – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха) в различных его формах. В его рамках большое развитие получила диалектика как метод философского мышления и теория развития всего сущего. Наибольший вклад в осмысление понятий, принципов и законов диалектики внес Г. Гегель, создавший грандиозную теоретическую систему. Начиная с Гегеля, важнейшие положения диалектики (в том числе принцип историзма) получили широкое применение в естественных и общественных науках. Что же касается Л. Фейербаха, то он многое сделал для развития философской антропологии  как общей Теории человека. К числу особенностей немецкой классики следует отнести также ее энциклопедичность, всесторонность охвата предмета своего исследования.

Немецкие философы существенно продвинули вперед представления о сущности и природе человека. Они рассматривали его преимущественно как существо духовное и деятельное, созидателя мира культуры. Ими были подвергнуты глубокому анализу познавательные способности человека, формы общественного сознания, механизмы и логика развития всемирной истории. В немецкой классической философии подчеркивалось, что философия должна иметь все признаки науки: строгость, точность, доказуемость. Несмотря на определенные слабости и внутренние противоречия, немецкая классика представляет собой одну из крупнейших вех в истории мировой общественной мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: