Лекция 4. Организация решения регламентных статистических задач

Регламентные задачи решаются с помощью комплексов электронной обработки информации (КЭОИ), обеспечивающих обработку данных статистической отчетности и данных различных статистических обследований, проводимых в отдельных отраслях статистики. В большинстве случаев каждый КЭОИ обрабатывает одну из форм статистической отчетности. Однако некоторые из них объединяют в своем составе несколько технологий, реализующих обработку связанных между собой форм статистической отчетности.

В Госкомстате функционируют два вида КЭОИ:

1) системные КЭОИ используют типовую информационную технологию на всех уровнях, участвующих в решении данной задачи, с обменом данными между уровнями на технических носителях и по каналам связи;

2) локальные КЭОИ (обычно разрабатываются для высшего уровня управления) обеспечивают автоматизированное решение статистических задач, в которых первичные отчеты предприятия и организации направляют сразу в Главный вычислительный центр Госкомстата.

В настоящее время эксплуатация КЭОИ носит в основном системный характер, что определяется рядом причин:

- в решении регламентных задач участвуют вычислительные установки различных уровней Госкомстата России;

- технология функционирования КЭОИ охватывает все этапы прохождения статистической отчетности, начиная от поступления первичных отчетов от предприятий и организаций на нижестоящий уровень и кончая выпуском сводных отчетов (таблиц) на вышестоящем уровне Госкомстата России. При этом технология на каждом последующем уровне является логическим продолжением технологии предыдущего уровня;

- в процессе реализации выделяются процедуры (автономные программы), многие из которых являются типовыми для всех вычислительных установок, а некоторые для их подмножества.

Проиллюстрируем технологию решения регламентных статистических задач на примере типовых технологических процедур эксплуатации системных КЭОИ для почтовой отчетности:

Процедура 1. Подготовка к работе с КЭОИ.

Загрузка на МД программ и библиотечного массива со всеми элементами информационного фонда КЭОИ (каталогами, словарями, справочниками и т.д.) При необходимости осуществляется корректировка отдельных элементов информационного фонда.

Процедура2. Подготовка исходной информации к обработке. Осуществляется визуальный контроль и подготовка форм первичных статистических отчетов, перенос исходной информации этих отчетов на магнитные носители. Процедура выполняется только на региональном (районном) уровне.

Процедура 3. Ввод и запись исходной информации.

Данные первичных статистических отчетов, размещенные на машинных носителях, вводятся в ЭВМ; осуществляются все виды контроля с выдачей протокола ошибок и корректировка введенной информации. Далее она объединяется с данными каталога в единый массив и копируется для организации архива.

Процедура 4. Обработка, контроль, корректировка и печать сводных таблиц.

Происходят формирование на МД промежуточных итоговых числовых матриц и предварительная (рабочая) печать сводных таблиц, при которой не используются библиотечные текстовые наборы данных (справочники, словари и др.). Проводится контроль таблиц, а в случае корректировки первичных данных выполняется повторный расчет, контроль и рабочая печать отдельных таблиц (во многих КЭОИ предусмотрена корректировка сформированных результатных числовых матриц без пересчета). Печать сводных таблиц.

Процедура 5. Подготовка материалов для передачи на вышестоящий уровень.

Производится вывод на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов в виде промежуточных итоговых числовых матриц или в виде сводных таблиц, полученных в процессе реализации процедур 3 и 4, а также печать справки о передаваемой информации. Затем магнитные носители с выходными массивами, итоговые распечатки выходных таблиц, а также контрольные и справочные сведения о передаваемой информации отправляются почтой на вышестоящий уровень. Для ряда КЭОИ отправляются также формы первичных отчетов по определенному кругу отчитывающихся объектов.

Процедура 6. Подготовка к объединению массивов сводных данных, полученных с нижестоящего уровня.

Поочередно для каждого из полученных магнитных носителей выдаются справочные сведения о поступившей информации, осуществляются контроль балансовой и логической увязки таблиц и в случае необходимости корректировка и повторная их запись по каждой объединяемой территории.

Процедура 7. Объединение массивов сводных данных, полученных с нижестоящего уровня.

Происходят предварительное накопление таблиц с объединяемых носителей без суммирования данных, формирование для ряда КЭОИ каталога по разрезам обработки (министерствам и ведомствам, отраслями), расчет и печать сводных таблиц по всем разрезам обработки, контроль балансовой и логической увязки этих таблиц. При необходимости производятся их корректировка и повторная печать, формирование и печать сводных таблиц по территории в целом, выдача справочных данных о структуре сводной информации на машинных носителях.

Процедура 8. Обработка и получение сводных таблиц, отчетность которых нецентрализованна.

Процедура выполняется во многих КЭОИ на федеральном уровне и предусматривает приме сводных таблиц ряда министерств, отчетность которых нецентрализованна в органах статистики. В этом случае осуществляются: прием сводных итогов по этим министерствам, подготовка их к вводу в компьютер, запись с контролем и корректировкой, а также распечатка сводных таблиц. Информация, полученная в результате этой процедуры по нецентрализованным министерствам, выводится на машинные носители, которые используются наряду с носителями, полученными с нижестоящего уровня, при выполнении процедуры 7.

Процедура 9. Получение таблиц для местных руководящих органов. Операция выполняется на региональном, районном или кустовом уровне. Кустовой уровень может организоваться для ряда региональных (районные) органов статистики, где нет необходимых средств вычислительной техники, удовлетворяющих требованиям системной обработки информации. На этих уровнях формируются промежуточные числовые матрицы с данными специальных (не входящих в централизованную разработку) таблиц для местных руководящих органов и выполняется печать этих таблиц. Во многих КЭОИ проводятся дополнительная разработка первичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в процессе реализации процедуры 3, с целью получения сводных таблиц (например, по административным районам) и печать этих таблиц. Специальные сводные таблицы, а также сводные таблицы, полученные в результате дополнительной разработки, передаются местным руководящим органам.

Рассмотренные процедуры полностью реализуют процесс обработки почтовой отчетности на всех уровнях Госкомстата России в виде следующих макротехнологий:

- для регионального (районного) уровня - процедуры 1,2,3,4,5,9;

- для кустового уровня - процедуры 1,3,4,6,9,7,5 (процедуры 3,4,6 и 9 выполняются отдельно для каждой обрабатываемой территории);

- для федерального (регионального) уровня - процедуры 1,3,4,8,6,7 (процедура 6 повторяется для каждой объединяемой территории).

Если перечень технологических процедур дополнить еще одной - передачей информации по коммутируемым и выделенным каналам связи с использованием средств телеобработки для составления срочной отчетности, то можно будет получить полный набор типовых процедур. На базе различных сочетаний этих процедур создается системная технология решения любой регламентной статистической задачи.

В Госкомстате наряду с применением КЭОИ, реализующих технологию решения регламентных задач с помощью набора автономно выполняемых программ, широко используются КЭОИ, спроектированные на базе пакета прикладных программ.

ППП представляет собой комплекс программных средств, предназначенных для решения регламентных задач сводно-группировочного характера. Пакет имеет четко выраженную модульную структуру и стандартные средства связи друг с другом с помощью управляющей программы. В отличие от набора автономно выполняемых программ ППП реализует следующие функции:

- представляет экономистам по возможности единую схему получения сводных таблиц;

- избавляет программистов от необходимости создавать уникальные программные средства для каждого вновь проектируемого КЭОИ;

- допускает изменение решения задачи (например, изменение структуры и содержания первичных и сводных отчетов) без изменения программных средств;

- сокращает сроки разработки КЭОИ;

- максимально типизирует проектирование КЭОИ.

Широкое применение в Госкомстате России получил ППП «Форма»» (интерпретирующего типа), предназначенный для автоматизации проектирования КЭОИ. В основу разработки пакета положены:

- организационно-методологическое единство, обусловленное использованием единого набора программных модулей, обеспечивающих обработку данных для различных регламентных задач;

- экономическая технология - с минимальными затратами труда экономистов, операторов и рациональным использованием ресурсов ЭВМ при обработке информации;

- гибкость и инвариантность программного обеспечения по отношению к изменениям и дополнениям постановок статистических задач, обусловливающих возможность внесения отдельных изменений параметров задачи без перепрограммирования;

- типизация и унификация, обусловливающие единую методологию построения процесса обработки данных для всех регламентных задач;

- интеграция обработки данных, обусловливающая однократный ввод информации в вычислительную систему с целью многократного и многофункционального ее использования.

Проектирование КЭОИ с использованием ППП «Форма» сводится к формированию настроечных массивов двух типов: справочников, жестко привязанных к структуре первичных и сводных отчетов, и различных каталогов и справочников, не зависящих от этих структур. Настроечные массивы первого типа индивидуальны для конкретного КЭОИ, а второго - являются общими для многих КЭОИ.

Множество настроечных массивов, используемых в каждом КЭОИ, представляет собой формализованное описание на входном языке ППП постановки соответствующей регламентной статистической задачи.

На основе традиционного набора программных модулей и вышеизложенных концепций создания и функционирования программного обеспечения в ППП «Форма» разработаны следующие программные, полностью реализующие решение регламентных задач, модули:

- ввод, контроль и запись первичных отчетов;

- корректировка первичных отчетов;

- формирование сводов;

- печать сводных отчетов.

На основе ППП «Форма» разработаны и внедрены проекты системных и локальных КЭОИ для автоматизированного решения около ста регламентных статистических задач. Благодаря этому пакету сокращаются в 2-3 раза трудовые затраты и значительно уменьшаются стоимостные затраты на проектирование новых КЭОИ, а также упрощается их эксплуатация за счет внедрения типовых информационных технологий обработки статистической информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: