Лекция 7. Бухгалтерские информационные системы

БУИС для крупных предприятий

Проблема автоматизации бухгалтерского учета на крупных предприятиях остается одной из актуальных и сложных в современных условиях. Это связано, прежде всего, с необходимостью сбора и переработки значительных объемов информации и своевременной выдачи результатов для их анализа и принятия управленческих решений.

В эпоху больших ЭВМ были созданы первые БУИС для крупных промышленных предприятий, что позволило централизовать обработку учетной информации. Экономические перемены в России, а также появление персональных компьютеров (ПК) привели почти к полному исчезновению разработок такого класса. Широкое распространение получила децентрализованная обработка учетной информации. Использование ПК приблизило источник информации к пользователю этой информации - бухгалтеру, минуя посредников (ВЦ), а также к созданию на базе ПК автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМБ). Появилась возможность автоматизации всех процедур по обработке учетной информации непосредственно на рабочем месте.

В настоящее время для новых потребителей бухгалтерских информационных систем - менеджеров крупных предприятий в условиях рынка важны не только автоматизация учетных задач, но и возможность повышения эффективности управления предприятием, сохранение финансового равновесия, получение стабильной прибыли. В этой связи БУИС крупного предприятия должна обеспечивать:

- автоматизированное решение всего комплекса задач бухгалтерского учета, планирования, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также внутреннего аудита;

- получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии. Такой режим важен, например, для крупных промышленных предприятий, стремящихся более эффективно использовать свои ресурсы; для крупных торговых домов, которые могут терпеть убытки в случае, если информация о движении и наличии товаров и иных средств не обновляется в течение короткого времени, а также для других предприятий, где происходит постоянное движение больших объемов средств. Основной акцент при этом должен быть сделан на получение оперативных аналитических отчетов и сводок по использованию вложенных финансовых ресурсов;

- возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов. Крупные предприятия могут иметь филиалы или удаленные склады. Кроме того, финансы такого предприятия могут принадлежать группе собственников. Поэтому актуальным является наличие в такой системе удаленных рабочих мест с возможностью осуществлять обмен данными для оперативного управления из центра.

БУИС крупного предприятия, отвечающую таким требованиям целесообразно создавать на основе АРМ учетных работников, действующих в сети с централизованным управлением.

На крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления - управленческий и финансовый учет. При этом информация ориентирована исключительно на пользователя.

Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов - объекты управленческого учета. Его аналитические данные используются для управления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.

Информация управленческого учета имеет четко выраженную внутреннюю направленность. Она используется производственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутрихозяйственного управления и зачастую настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.

Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за некоторый период, обобщать активы и пассивы предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия.

Информация финансового учета широко используется внешними потребителями - инвесторами, кредиторами и другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации.

Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом - аудитором.

Финансовый и управленческий учет - это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации. Нецелесообразно собирать первичные данные для каждой подсистемы отдельно. Они тесно связаны между собой и не могут обойтись без взаимного обмена информацией.

Первичный учет представляет собой систему сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. Информация первичного учета обеспечивает обратную связь в БУИС, а значит, и для управленческого, и для финансового учета, а также для всех других подсистем, использующих первичную информацию при подготовке и принятии управленческих решений.

В этой связи при создании бухгалтерской информационной системы на крупном предприятии первичный учет следует выделить в отдельную подсистему.

На крупном предприятии обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету (Рис.7). На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующие между собой.

Применение АРМ для обработки данных непосредственно на рабочих местах специалистов различных уровней учета обеспечивает минимальное использование бумажных носителей, достоверность и полноту информации.

АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регистрация и обработка хозяйственных операций (по учету материальных ценностей), основных средств и нематериальных активов, труда и зарплаты, финансово-расчетных и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.

При выделении участков необходимо учитывать, что каждый участок должен отвечать следующим требованиям:

- располагать своим набором хозяйственных операций и проводок;

- иметь свое, возможно пересекающееся с другими участками, подмножество плана счетов;

- иметь свои, присущие только ему, первичные документы и отчетные формы.

Также необходимо учитывать конкретные условия, сложившиеся на предприятии, и особенности учетной политики.

Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему, для которой характерна возможность добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Это важно, потому, что при разработке БУИС добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы. Сопоставимость информации различных АРМ обеспечивается за счет создания единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ).

В зависимости от используемых средств организационной или вычислительной техники обмен информацией между отдельными АРМ в БУИС может осуществляться двумя способами:

- с помощью магнитных дисков;

- по каналам связи при наличии сети, а также посредством электронного обмена данными через шлюзы модемной связи.

Первый способ обеспечивает ведение учета по отдельным участкам каждого уровня. Баланс формируется за отчетный период путем слияния данных, получаемых на различных участках (файлов-проводок).

Второй способ наряду с ведением бухгалтерского учета по всем участкам позволяет получать оперативную информацию о текущем состоянии дел на предприятии. При таком способе обработки учетных данных удаленные АРМ, находящиеся на первом уровне (первичный учет), связаны с АРМ второго уровня (управленческий учет) электронной почтой через модемы. АРМ второго и третьего (финансовый учет) уровней взаимодействуют в сети через каналы связи. Единицей обмена данными между АРМ служит файл, состоящий из множества проводок. В процессе такого обмена результирующие файлы обновляются непрерывно по мере совершения хозяйственных операций. Таким образом, каждый уровень предусматривает переработку исходной информации, получение результирующих данных и в автоматизированном режиме передачу их на более высокий уровень.

На первом уровне (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняется сбор. Регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функционируют АРМ по учету материальных ценностей, ведению табельного учета и учету готовой продукции на складе.

Полученные на каждом участке результирующие данные на основе модемной связи поступают на второй уровень - управленческий, который характеризуется трудоемкими ручными операциями, а также большими объемами учетных номенклатур. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная по электронной почте с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах. На втором уровне функционирует группа АРМБ (по учету материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, труда и зарплаты, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, отражающей все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде файлов - бухгалтерских проводок.

Эта информация представляется на более высокий третий уровень обработки данных - финансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансового анализа и планирования, а также внутреннего аудита.

С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналитического и синтетического учета, поступающих по каналам связи с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регистры синтетического и аналитического учета.


У р о в е н ь 1 Первичный учет АРМ работника, ведущего учет материальных ценностей АРМ работника, ведущего табельные учет АРМ работника, ведущего учет готовой продукции


Рис.7.Схема взаимосвязи и распределения АРМ по уровням учета

в БУИС на крупном предприятии

АРМ финансового анализа и планирования обеспечивает финансовый анализ и планирование, позволяющие формировать аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставлять руководству оперативную информацию: показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредиторской задолженности, различные экономические показатели, динамика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени.

АРМ внутреннего аудитора позволяет отслеживать изменения в системе бух. Стандартов, анализировать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабатывать предложения по учетной политике, регулированию издержек и рациональному построению инвестиционной политики, осуществлять налоговое планирование.

В целом данные финансового учета используются в планировании и прогнозировании экономики предприятия, в финансовом менеджменте, в экономическом анализе всей информации предприятия.

В результате функционирования такой системы формируются объективные данные, которые необходимы руководству для принятия решений, влияющих на сохранение финансового равновесия, на выбор наиболее эффективных направлений производственной и коммерческой деятельности для получения стабильной прибыли и рентабельности в условиях рынка.

БУИС на предприятиях малого и среднего бизнеса

При создании БУИС на небольших предприятиях использование персонального компьютера позволяет автоматизировать все процедуры по обработке информации на рабочем месте бухгалтера.

В связи с тем, что небольшие предприятия с простой и слаборазвитой структурой не требуют ведения управленческого учета как отдельной подсистемы, выделяют следующие подходы при создании таких систем:

1) создается система, автоматизирующая только финансовый учет. Такую БУИС относят к классу мини-бухгалтерий. Как правило, бухгалтерский учет в этой системе ведется одним человеком-бухгалтером;

2) кроме финансового учета частично автоматизируется управленческий учет, бухгалтерский учет ведут два человека (бухгалтер и помощник) либо на одном рабочем месте путем разграничения доступа, либо на двух рабочих местах;

3) автоматизация финансового и управленческого учета, при значительных объемах обрабатываемой информации, используется многопользовательский режим. Несколько ПК объединяются в ЛВС, а каждый из ПК рассматривается как отдельное рабочее место.

Выбор подхода зависит от типа предприятия и его размеров. В отличии от крупных на небольших предприятиях основное внимание уделяется ведению финансового учета, который по трудоемкости и значимости занимает главное место и направлен на обобщение и синтез учетной информации.

Ведение учета по отдельным участкам, например, таким, как учет труда и зарплаты, учет готовой продукции и ее реализации, учет основных средств и нематериальных активов, учет материальных ценностей, сводный учет и др., осуществляется посредством применения отдельных программных модулей (блоков). С использованием принципа конструирования создается единый программный комплекс, который ориентирован на пользователя-бухгалтера и охватывает все рутинные и трудоемкие учетные работы. Основная роль бухгалтера в этих условиях сводится к правильности оформления хозяйственных операций, принятию решений, анализу и контролю правильности формирования отчетной документации. Работа бухгалтера становится более рациональной, ПК превращается в главный инструмент его деятельности.

Программный комплекс для автоматизации бухучета на малых и средних предприятиях, охватывающий финансовый и управленческий учет, состоит из двух модулей (Рис.8.):

- модуль управленческого учета позволяет вести учет в виде сумм и в количественном выражении для участков учета основных средств и нематериальных активов, учета товарно-материальных ценностей и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), учета готовой продукции (товаров для торговых предприятий), расчетов по оплате труда. Набор этих участков можно менять исходя из потребностей пользователей.

Основными учетными регистрами данного модуля являются аналитические регистры по участкам учета - журнал учета первичных документов, журнал учета товарно-материальных ценностей, журнал учета хозяйственной деятельности;

- модуль финансового учета позволяет вести учет по всем счетам бухучета. Основными его учетными регистрами являются аналитические регистры (журнал первичных документов, журнал хозяйственных операций) и регистры сводного учета (Главная книга, оборотные ведомости). Связь между модулями осуществляется через Журнал хозяйственных операций.

Журнал первичных документов
Справочники

       
   
 
 


Рис.8.Структура программного комплекса автоматизации бухгалтерского

учета на малых и средних предприятиях

Работа с программным комплексом (Рис.9) начинается с заполнения справочников, что позволяет настроить комплекс на ведение учета на конкретном предприятии.

По назначению все справочники разделены на пять групп:

1) справочники общего назначения:

- наименования документов (SPRDOK);

- наименование предприятия (SPRPR);

- услуги по счету – услуги связи, транспортные услуги и др. (SPRUS);

2) справочники, связанные с учетными журналами ТМЦ:

- товарно-материальные ценности (SPRM);

- единицы измерения (SPRED);


Рис.9.Схема данных ведения бухгалтерского учета на предприятиях

малого и среднего бизнеса

 
 


Рис.9. Продолжение 1


Рис.9.Продолжение 2


Рис.9.Окончание

- операции движения (SPROP);

3) справочники, связанные с бухгалтерскими проводками:

- план счетов бухгалтерского учета (SPRCH);

- бухгалтерские проводки (SPRPROV);

- группы проводок (SPRGR);

- налоги (SPRNAL);

4) справочники, связанные с аналитическим учетом:

- объекты предприятия SPROB);

- подразделения (SPRPOD);

- коды аналитического учета (SPRAN);

5) справочники, связанные с курсами валют (SPRVAL).

По структуре построения справочники делятся на два вида:

- простые справочники имеют стандартную структуру: код, наименование, дополнительные признаки (наименование документа, единицы измерения, услуги по счету, операции движения);

- сложные справочники включают в себя два и более уровней вложенности данных для облегчения работы с объемными данными, которые невозможно разместить на экране монитора.

Примером сложного справочника может служить двухуровневый справочник План счетов бухгалтерского учета, состоящий из девяти разделов. Количество записей в разделах – около 20.

Трехуровневый справочник также состоит из разделов, каждый из которых содержит подразделы (справочник проводок).

Исходная информация вводится в базу данных из первичных документов. Для автоматизации процесса используются следующие виды первичных стандартных документов по учету:

- документы движения материальных ценностей (приходный ордер, приемный акт, накладная, акт на списание, требование, лимитная карта);

- документы финансово-расчетных операций (платежное поручение, платежное требование-поручение, приходный и расходный кассовые ордера и др.);

- документы основных средств (инвентарная карточка учета основных средств, акт приема-сдачи, акт на ликвидацию основных средств, накладная на внутреннее перемещение);

- документы труда и заработной платы (табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу, рапорт о выработке);

- документы готовой продукции (акт, приходный ордер, приказ-накладная, премо-сдаточная накладная, карточка складского учета, договор поставки и др).

На основании информации первичных документов формируются файлы оперативной информации, в которые автоматически заносится информация соответствующих справочников.

Такое использование справочников ускоряет ввод информации в базу данных, повышает ее точность и достоверность.

Основным файлом оперативной информации является Журнал первичных документов (GUPD). В него заносится информация первичных документов, по которым совершены хозяйственные операции. К учету принимаются документы, составленные по установленной форме и имеющие шесть основных реквизитов:

- наименование документа;

- номер документа;

- дата выписки документа;

- наименование предприятия, оформлявшего документ;

- сумма операций;

- дата совершения хозяйственной операции по документу.

Если указаны первые пять реквизитов, то документ считается зарегистрированным, но по нему нельзя оформлять проводки в Журнал учета хозяйственных операций (GUPD). Когда заполнены все шесть реквизитов, документ имеет юридическую силу и может быть отражен в бухгалтерии предприятия.

Основой всех учетных процедур является первичный документ, а не проводка. Пользователь заполняет лишь поля экранной формы, соответствующей макету документа, что упрощает процедуру ввода исходной информации, сокращает число ошибок.

Файл GUPD включает следующие реквизиты:

- наименование документа;

- наименование предприятия;

- дату операции;

- сумму;

- название группы проводок;

- комментарии;

- операции движения.

На основании файла GUPD формируются файлы оперативной информации по участкам учета – журналы учета товарно-материальных ценностей:

- файл материалов (GUM);

- файл МБП (GUMBP);

- файл основных средств (GUOS);

- файл готовой продукции (GUTP);

- файл хозяйственных операций (GUHO).

На основании информации этих файлов ведутся суммовой и количественный учет материальных ценностей по местам хранения (на складе) или по местам нахождения (в производстве), учет основных средств и нематериальных активов, учет готовой продукции и ее реализации.

Файл GUM включает следующие реквизиты:

- наименование документа;

- номер документа;

- сумма операции;

- наименование предприятия;

- дата операции;

- операция движения;

- наименование товарно-материальной ценности;

- тип;

- номенклатурный номер;

- приход (объект и подразделение, счет/субсчет);

- расход (объект и подразделение, счет/субсчет);

- единица измерения;

- количество;

- цена;

- добавочная стоимость (наценка);

- сумма.

Файл GUMBP имеет аналогичные реквизиты. По МБП начисляется износ. В системе предусмотрены два способа погашения стоимости МБП в эксплуатации:

1) путем начисления износа в размере 50% от стоимости при передаче их в эксплуатацию и в размере остальных 50% при выбытии за непригодностью;

2) путем начисления 100% износа при передаче МБП в эксплуатацию.

Файл GUOS содержит такие же реквизиты, как и файл GUM, а также дополнительные реквизиты:

- дата ввода в эксплуатацию;

- инвентарный номер (приход, расход);

- годовой процент амортизации;

- дата установки процента амортизации;

- износ;

- начальный пробег;

- конечный пробег.

В файл GUTP поступает информация о товарах, приобретенных предприятием для продажи, и о готовой продукции, предназначенной для реализации. В файле содержатся такие же реквизиты, как и в файле GUM, и дополнительно реквизит учет по цене (покупки или продажи).

Журналы учета товарно-материальных ценностей связаны с файлом GUPD и с файлом GUHO, являющимся вторым по значимости после файла GUPD. Файл GUHO содержит данные всех хозяйственных операций, отражающих деятельность предприятия и состоит из следующих реквизитов:

- наименование документа;

- номер документа;

- дата;

- сумма;

- наименование предприятия;

- дата операции;

- счет (дебет, кредит);

- код аналитического учета (дебет, кредит);

- валюта;

- сумма в валюте;

- сумма в рублях

Первичные документы финансово-расчетных операций, счета и товарно-транспортные накладные используются для формирования файлов оперативной информации:

- журнал регистрации платежных поручений (GRPP);

- журнал регистрации платежных требований-поручений (GRPTP);

- журнал регистрации приходных кассовых ордеров (GRPKO);

- журнал регистрации расходных кассовых ордеров (GRRKO);

- журнал регистрации счетов на оплату (GRCH);

- журнал регистрации товарно-транспортных накладных (GRTTN).

Файл GRPP содержит следующие реквизиты:

- плательщик;

- банк плательщика;

- код межфилиальных оборотов (МФО) и код участника;

- дебетовый счет (расчетный счет);

- дата;

- номер платежного поручения;

- получатель;

- банк получателя;

- код (МФО и код участника);

- счет (расчетный счет получателя, корреспондентский счет);

- комментарий (назначение платежа;

- номер (название муниципального округа или регистрационный номер в налоговой инспекции);

- код (плательщика, получателя);

- дата услуг;

- срок платежа;

- корреспондентский счет (при выполнении одиночной проводки);

- группа проводок;

- дата исполнения.

Файл GRPTP содержит аналогичные реквизиты.

Файлы GRPKO и GRRKO имеют одинаковую структуру записи и содержат следующие реквизиты:

- дата;

- номер документа;

- сумма;

- принято от (выдать для расходного кассового ордера);

- основание;

- приложение;

- корреспондентский счет;

- шифр аналитического учета;

- шифр;

- группа проводок;

- предприятие (от которого поступили деньги).

На основании файлов GRPP, GRPTP, GRPKO, GRRKO формируются программным путем документы финансовых операций. После того как по документу проведена хозяйственная операция, ее отражают в учете путем совершения бухгалтерской проводки. Это выполняется либо путем ввода информации первичного документа в файл GUPD и далее в файл GUHO, либо путем передачи информации из файла Журнал регистрации первичных документов в файл GUHO. Таким образом, хозяйственная операция отражается в учете только после формирования первичного документа и его утверждения. При таком подходе в базе данных программного комплекса хранятся и первичные документы, и соответствующие им проводки. Имеет место определенная избыточность в объемах хранимой информации, однако технология работы с программой упрощается и полностью снимаются проблемы, связанные с установлением статуса документов.

Файлы GRCH и GRTTN предназначены для формирования счетов и товарно-транспортных накладных соответственно и вывода их на печать.

Файл GRCH содержит следующие реквизиты:

- номер счета;

- дата;

- плательщик (адрес, код участника, МФО банка, корреспондентский счет, расчетный счет);

- предмет счета (услуги по счету, материалы МБП, товары и др.);

- единица измерения;

- количество;

- цена;

- сумма;

- итого;

- дата подтверждения;

- дата оплаты.

Все счета делятся на четыре группы:

- выписанные - все счета;

- подтвержденные – счета, которые фактически не оплачены, но плательщики подтвердили намерение их оплатить;

- оплаченные – счета, по которым прошла оплата;

- просроченные – счета, все сроки оплаты которых уже прошли.

Файл GRTTN включает следующие реквизиты:

- от кого (реквизиты предприятия);

- номер накладной;

- дата;

- кому (предприятие, корреспондент);

- наименование;

- единица измерения;

- количество;

- цена;

- сумма;

- итого.

Сформированные из первичных документов файлы оперативной информации являются основой для обработки всей учетной информации на ПК. Данные этих файлов используются для формирования регистров аналитического учета (аналитические ведомости по Журналу учета хозяйственных операций в стоимостном выражении, аналитические ведомости по журналам учета товарно-материальных ценностей в стоимостном выражении). На основании данных массива GUHO формируются регистры сводного учета: Главная книга, сводная оборотная ведомость, сводная валютная ведомость, приведенная валютная ведомость, кассовая книга.

Регистры аналитического учета представляют собой нестандартные ведомости программного комплекса, которые настраивает сам пользователь.

Аналитические ведомости формируются по следующим показателям:

- дебиторам и кредиторам;

- покупателям и заказчикам;

- поставщикам и подрядчикам;

- подотчетным лицам;

- видам затрат на производство;

- местам возникновения затрат;

- видам выпускаемой продукции, работ, услуг;

- статьям прибыли и убытков и др.

Регистры синтетического учета – это стандартные ведомости синтетического учета, способ формирования которых изменить нельзя.

Регистры сводного учета – это сводные оборотные ведомости по счетам, в которых сводятся и обобщаются остатки и обороты по отдельному счету или по всем счетам за отчетный период.

Сводная оборотная ведомость по субсчетам аналогична Сводной оборотной ведомости по счетам. Отличие заключается в том, что для счетов, имеющих субсчета, сначала формируется Сводная ведомость по счету в разрезе субсчетов с указанием сальдо и развернутых оборотов по каждому субсчету, а затем формируется Сводная оборотная ведомость по выбранному субсчету с указанием списка хозяйственных операций.

Главная книга аналогична оборотной ведомости по счету, однако в отличие от нее содержит обороты по счету, свернутые по корреспондирующим счетам. По каждому корреспондирующему счету Главная книга бухгалтерского учета содержит:

- начальное сальдо (дебет, кредит);

- конечное сальдо (дебет, кредит);

- развернутые обороты за выбранный период в корреспонденции с другими счетами (дебет, кредит).

Баланс предприятия можно сформировать по любой сводной оборотной ведомости. Сводная валютная ведомость – это сводная оборотная ведомость по всем валютным счетам, которая формируется только для одной валюты.

Приведенная валютная ведомость – это сводная оборотная ведомость, приведенная к одной выбранной валюте.

Кассовая книга формируется из файла GUHO и составляется каждый день в виде установленной для кассовой книги форме.

Главное меню программного комплекса по автоматизации бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях состоит из следующих основных функций:

- Учетные журналы;

- Справочники;

- Ведомости;

- Настройка;

- Сервис.

На предприятиях с большим объемом хозяйственных операций ведется складской учет, осуществляется контроль за выполнением договоров, отслеживаются взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, реализуются управленческий учет, финансовый анализ и другие работы. Для их автоматизации значительно большие удобства обеспечивают комплексные системы, предлагаемые фирмами «Инфософт», «Парус», «КомТех+» и др.

Система «Галактика» — это многопользовательский сетевой комплекс, который охватывает все разделы бухгалтерского учета, управление складскими операциями, закупками, продажами, финансовый анализ, планирование и управление ресурсами, управление маркетингом, рекламой, кадрами.

Возможности комплекса:

· оперативное управление финансами;

· контроль за ходом выполнения договорных отношений;

· контроль взаимных обязательств;

· управление складскими запасами;

· формирование и контроль исполнения финансового плана;

· планирование, учет и выполнение внутреннего бюджета.

Структурно комплекс состоит из четырех блоков: «Административное управление», «Оперативное управление», «Управление производством», «Бухгалтерский учет», каждый из которых обеспечивает решение соответствующих задач и может функционировать как в комплексе, так и автономно.

Система «Турбо-Бухгалтер» является интегрированной системой автоматизации бухгалтерского учета, объединяющей в рамках одного рабочего места разнообразные возможности учета. Предназначена для автоматизации бухгалтерского учета и делопроизводства предприятий различных форм собственности, позволяет вести бухгалтерский учет для нескольких предприятий на одном компьютере, обеспечивает ведение синтетического и аналитического учета как в денежном, так и в количественном выражении. Особенностью системы является понятие «План бухгалтерии», включающее в себя не только стандартный план счетов бухгалтерского учета, но и настройки типовых операций, справочников аналитики и другие виды настроек.

Подсистемами оперативного учета в программе являются: «Склад», «Зарплата», «Касса», «Банк» и др. Совершаемые хозяйственные операции регистрируются в названных подсистемах в форме операционных документов, а также в форме первичных документов.

Система «БЭСТ-ПРО» является комплексной системой, предназначенной для автоматизации управления предприятиями в области производства, торговли и сферы услуг. В состав комплекса входят подсистемы ведения договоров, учета денежных средств и расчетов с контрагентами, управления закупками и запасами, оперативно-производственного планирования, управления выпуском продукции, сбытом, учета основных средств, заработной платы, управленческого анализа, бухгалтерского и налогового учета.

Информационное ядро системы — подсистема «Главная книга», в которой накапливаются все бухгалтерские проводки и формируется необходимая внутренняя и внешняя бухгалтерская отчетность. Программа поддерживает работу как с балансовыми, так и с забалансовыми счетами, располагает средствами для контроля корреспонденции счетов. Аналитический учет в подсистеме «Главная книга» организован на специальных аналитических счетах, называемых аналитическими картотеками. В системе формируются все необходимые внутренние, внешние, квартальные и годовые отчеты, а при необходимости могут быть настроены свои собственные формы отчетов. Система легко адаптируется к любым изменениям законодательства.

Система «Бухгалтерский комплекс» — самая старая форма существования бухгалтерских программ представляет собой комплекс программ, реализующих функции как отдельных разделов учета, с возможностью последующего агрегирования данных, так и бухгалтерского учета в целом. Для средних и крупных предприятий такая система остается наиболее приемлемой.

Система «Инфо-Бухгалтер» предназначена для ведения сложного бухгалтерского учета. Для ведения аналитического учета используется многоуровневая структура счетов бухгалтерского учета, а справочники аналитического учета отсутствуют. Количество счетов и субсчетов не ограничено, любой счет может иметь до пяти уровней субсчетов. Данные бухгалтерского учета могут быть представлены в виде графиков и диаграмм. Все формы статистической отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды собраны в одну группу с бланками для заполнения первичных документов.

Система «Бухгалтерский конструктор» представляет собой систему с расширенными инструментальными возможностями. В одну программу невозможно заложить специфику учета многих бухгалтерий, но можно создавать некоторые универсальные заготовки, из которых с помощью настроек пользователь может сделать программу, подходящую для любой организации. Такие универсальные системы устойчивы, свободны от ошибок, не связаны со спецификой конкретного предприятия, характеризуются модульной и гибкой архитектурой, располагают средствами настройки, предлагающими широкие возможности для адаптации к конкретным условиям учета.

Система «Интегратор» — многопользовательская сетевая бухгалтерская система, программный продукт нового поколения. Изначально проектировалась как сетевая, построена в архитектуре «клиент-сервер», предназначена не только для предприятий, впервые приступающих к автоматизации, но и для тех, кто не удовлетворен результатами работающих у них компьютерных комплексов. Обеспечивает полноту функций и требуемый уровень детализации учета на каждом участке; построена в единой информационной среде, где все пользователи имеют доступ к общей информации в режиме реального времени. Новые или измененные данные, введенные на одном рабочем месте, сразу могут быть использованы персоналом, работающим на других компьютерах. Программа обеспечивает суверенность работы персонала, когда каждый бухгалтер отвечает за достоверность информации по счетам своего участка. Проводки вводимой операции, затрагивающие счета других участков, остаются отложенными до тех пор, пока их не подтвердят бухгалтеры смежных участков.

Система «Бухсофт». Программы серии «Бух Софт» — одни из первых условно бесплатных программ для автоматизации бухгалтерского учета на рынке, которые не только охватили все участки автоматизации учета предприятия и предпринимателей, но и свободно представлены для скачивания в интернете.

Доступность программ, простота их освоения, надлежащая поддержка, бесплатные функции и, конечно же, стремительное увеличение количества пользователей Интернета обеспечило бухгалтерским программам «БухСофт» быстрый рост их популярности среди бухгалтерского сообщества. Программы рекламируются и доступны не только на сайте разработчика, но и на самых популярных интернет-сайтах, посвященных бухучету.

На сегодняшний день программы «БухСофт» имеют широкую известность, достойно конкурируют с лучшими бухгалтерскими программами и по ряду ключевых показателей превосходят их.

Программа «1С: Бухгалтерия» — это универсальная система, в основу которой положена базовая модель бухгалтерского учета. Программа поддерживает любые системы и методологии учета, используется на предприятиях различных форм собственности, поддерживает несколько планов счетов бухгалтерского учета и может быть представлена как в однопользовательской, так и в сетевой версиях. В качестве операционной системы применяется группа операционных систем Windows.

Программа обеспечивает возможность ведения количественного и многовалютного учета, конфигурирования и полной настраиваемости форм первичных и отчетных документов.

Система 1С: Предприятие может быть использована для ведения любых разделов бухгалтерского учета на предприятиях различных типов.

1С: Предприятие может поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.

Разнообразные и гибкие возможности системы 1С: Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.

Система 1С: Предприятие может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета:

- учет операций по банку и кассе;

- учет основных средств и нематериальных активов;

- учет материалов;

- учет товаров, услуг и производства продукции;

- учет валютных операций;

- учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;

- учет расчетов по заработной плате;

- учет расчетов с бюджетом;

- другие разделы учета.

Ввод информации в 1С: Предприятие может быть организован с разной степенью автоматичности:

- режим ручного ввода операций;

- режим типовых операций;

- режим автоматического формирования операций по документам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: