Динамические свойства информации

· Рост информации. Движение информации в информационных коммуникациях и постоянное ее распространение и рост определяют свойство многократного распространения или повторяемости. Хотя информация и зависима от конкретных языка и носителя, она не связана жестко ни с конкретным языком, ни с конкретным носителем. Благодаря этому информация может быть получена и использована несколькими потребителями. Это свойство многократной используемости и проявление свойства рассеивания информации по различным источникам.

· Старение информации.

4. Качество информации - совокупность свойств информации, характеризующих степень ее соответствия потребностям (целям, ценностям) пользователей (средств автоматизации, персонала и др.). Выделяют внутреннее качество - содержательность (присущее собственно информации и сохраняющееся при ее переносе в другую систему) и внешнее (см. рис. 2) - защищенность (присущее информации, находящейся или используемой только в определенной системе).

Содержательность информации - совокупность сведений о конкретном объекте или процессе, содержащаяся в сообщениях и воспринимаемая получателем. Содержательность отражает семантическую емкость информации в информационных массивах (массивах данных, массивах программ, сообщениях, фактах). Содержательность информации определяется такими свойствами, как значимость и кумулятивность.

Рис. 2. Составляющие качества информации

Значимость информации - свойство информации сохранять ценность для потребителя с течением времени, т.е. не подвергаться моральному старению.

Составляющими значимости являются полнота (достаточность), идентичность, достоверность, избыточность, доступность, объективность и субъективность информации.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся.

Идентичность - свойство, заключающееся в соответствии содержательной информации состоянию объекта. Нарушение идентичности связано с техническим (по рассогласованию признаков) старением информации, при котором происходит расхождение реальных признаков объектов и тех же признаков, отображенных в информации.

Достоверность - это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью.

Избыточность – это свойство, которое позволяет человеку меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться. Поэтому нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество.

Доступность – это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным, если учесть, что методы являютсясубъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.

Кумулятивность информации - свойство содержательной информации, заключенной в массиве небольшого объема, достаточно полно отображать действительность. Задачу обеспечения кумулятивности информации можно решать без учета и с учетом опыта и квалификации конкретного потребителя информации, применяя соответственно формально-технические и социально-психологические приемы. К числу формально-технических приемов относится, например, агрегирование - получение сводных показателей различного уровня обобщения или выбор отдельных показателей из массивов исходных данных. Эти и другие формальные приемы направлены на построение моделей типа «многое в одном», когда действительность отображается с помощью малого числа символов. Такие модели называются гомоморфными, а соответствующее свойство - гомоморфизмом информации - свойством содержательной информации, связанным с достаточно полным отображением действительности, представленной информационными массивами большого объема, с помощью малого числа информационных единиц (символов) на основе соответствующих моделей агрегирования.

Информационное обеспечение конкретного потребителя может осуществляться с учетом его опыта, квалификации и других свойств, а также с учетом решаемых им задач. Информация, специально отобранная для конкретного потребителя, обладает определенным свойством - избирательностью, свойством содержательной информации, заключающимся в достаточно полном отображении действительности, представленной информационными массивами большого объема, с помощью малого числа информационных единиц (символов) на основе учета квалификации, опыта и других качеств конкретного потребителя.

Защищенность отражает внешнее качество информации, определяемое совокупностью свойств информации, обеспечиваемых системой контроля и защиты информации в конкретной информационной системе. Основными из них являются свойства, заключающиеся в способности не допускать случайного или целенаправленного искажения или разрушения, раскрытия или модификации информационных массивов, соответственно достоверность, конфиденциальность и сохранность информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: