Понятие валютных отношений и валютной системы

По мере интернационализации и глобализации связей стран постепенно возрастают международные потоки товаров, услуг, капиталов и кредитов. В мировой хозяйстве осуществляется круглосуточный «перелив» денежного капитала, формирующегося в процессе национального общественного воспроизводства, причем в каждом суверенном государстве законным платежным средством являются его национальные деньги. Лишь в 15 странах Европейского союза на сегодняшний день функционирует денежная единица - евро, которая одновременно выполняет функции национальной и единой европейской валюты.

Валюта (от итал. valuta и от лат. valeo – сто′ю) – 1) денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства; 2) международные счетные единицы: СДР (специальные права заимствования, ЭКЮ, ЕВРО; 3) денежные знаки зарубежных стран: банкноты, казначейские билеты, монеты; 4) кредитные и платежные документы (векселя, чеки), используемые в международных расчетах.

Вместе с тем, в международном обороте, как правило, используются иностранные валюты. Это обусловлено тем, что в мировом хозяйстве пока еще отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для всех стран. В качестве функционирующих на сегодняшний день свободно конвертируемых валют выступают валюты экономически развитых стран мира: доллар США, евро, а также японская йена (в Азиатском регионе).

Интеграция страны (в частности Казахстана) в мировое сообщество вызывает необходимость обмена национальных денег (тенге) на иностранную валюту и наоборот. Это происходит при проведении международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операций. Что, в свою очередь, позволяет формировать, так называемые, международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве.

В Республике Казахстан общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяет цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля Закон Республики Казахстан от 13.06.2005г. № 57-3 «О Валютном регулировании и валютном контроле». В данном законодательном акте приводятся основные понятия, используемые при формировании валютных отношений:

валютные операции - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами;

валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте; не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; аффинированное золото в слитках; национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;

валютный договор - соглашение, учредительные документы, включая изменения и дополнения к ним, а также иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции;

иностранная валюта - валюта иностранного государства, а также международные денежные или расчетные единицы;

иностранные банки - банки и иные финансовые институты, созданные за пределами Республики Казахстан и имеющие право на осуществление банковских операций по законодательству государств, в которых они зарегистрированы;

коммерческие кредиты - отсрочка платежа по экспорту или предварительная оплата по импорту, осуществляемая непосредственно между поставщиками (продавцами) и получателями (покупателями) товаров (работ, услуг);

обменные пункты - специально оборудованные места проведения обменных операций с иностранной валютой;

производные финансовые инструменты - финансовые инструменты, стоимость которых может быть оценена отдельно от стоимости базового актива, и которые могут являться самостоятельным объектом сделок;

базовый актив - финансовый инструмент, показатель или товар, к цене которых, привязана стоимость производного финансового инструмента;

резиденты - граждане Республики Казахстан, в том числе временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республики Казахстан за ее пределами, за исключением граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, выданный в соответствии с законодательством этого государства; иностранцы и лица без гражданства, имеющие документ на право постоянного проживания в Республике Казахстан; все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за ее пределами; дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Казахстан, находящиеся за пределами Республики Казахстан;

нерезиденты - физические лица, юридические лица, их филиалы и представительства, не указанные в вышеуказанном подпункте;

уполномоченные банки - созданные в Республике Казахстан банки и организации, имеющие право на проведение отдельных видов банковских операций, осуществляющие валютные операции, в том числе по поручению клиентов;

уполномоченные организации - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой;

финансовые займы - займы, предоставляемые в денежной форме (за исключением коммерческих кредитов); вклады (депозиты) в банках, внесенные их дочерними организациями, созданными за рубежом в целях привлечения средств на международных рынках капитала; деньги, передаваемые в обеспечение исполнения обязательств должника; финансирование третьими лицами приобретения товаров (работ, услуг) и иных сделок, а также исполнение третьими лицами обязательств должника перед кредитором, в результате которых возникает обязанность лица, за которого исполнено обязательство, по возврату денег и иного имущества с вознаграждением или без такового лицу, предоставившему такое финансирование и (или) осуществившему такое исполнение;

экспорт (импорт) - реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту).

По мере постепенного развития внешнеэкономических связей создавалась валютная система – государственно правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением.

Различают национальную валютную системы, которая складывается в рамках того или иного государства и мировую валютную систему.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права.

Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы (это видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.). Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютной систем проявляются в их элементах.

Основными элементами национальной валютной системы являются:

Национальная валюта - денежная единица, принятая государством как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащая обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах.

Национальная валюта – основа национальной валютной системы. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта – денежная единица других стран. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков. Иностранная валюта является объектом купли-продажи на валютном рынке, хранится на счетах в банках, но не является законным платежным средством на территории данного государства (за исключением периодов сильной инфляции).

Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства. Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям. Резервная валюта служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют стран-участниц мировой валютной системы. В рамках Бреттон-Вудской валютной системы статус резервной валюты был официально закреплен за долларом США и фунтом стерлингов. В рамках Ямайской валютной системы доллар фактически сохранил статус резервной валюты.

Объективными предпосылками приобретения статуса резервной валюты являются: господствующие позиции страны в мировом производстве, экспорте товаров и капиталов, в золотовалютных резервах; развитая сеть кредитно-банковских учреждений, в том числе за рубежом; организованный и емкий рынок ссудных капиталов; либерализация валютных операций, свободная обратимость валюты, что обеспечивает спрос на нее другими странами. Субъективным фактором выдвижения национальной валюты на роль резервной служит активная внешняя политика, в том числе валютная и кредитная. В институциональном аспекте необходимым условием признания национальной валюты в качестве резервной является ее внедрение в международный оборот через банки и международные валютно-кредитные и финансовые организации. Статус резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту: возможность покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение национальной валюты на роль резервной возлагает определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям. Статус резервной валюты вынуждает страну-эмитента принимать меры по ликвидации дефицита платежного баланса и подчинять внутреннюю экономическую политику задаче достижения внешнего равновесия. К резервным валютам относятся: доллар США; евро; японская иена; фунт стерлингов; швейцарский франк.

Условия конвертируемости национальной валюты, т.е. государственного режима ее обмена на иностранные валюты, в связи с чем различают:

Свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на любую другую иностранную валюту и свободно переводятся в любые другие государства мира (их еще называют обратимыми). В новой редакции Устава Международного валютного фонда (МВФ) от 1978 г. это понятие заменено понятием «свободно используемая валюта». МВФ отнес к этой категории доллар США, евро, йену и фунт стерлингов.

Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса, - в основном промышленно развитых государств и отдельных развивающихся стран, где сложились мировые финансовые центры или которые приняли обязательство перед МВФ не вводить валютные ограничения.

Частично конвертируемые валюты имеют место в странах, законодательством которых введено ограничение на обмен национальной валюты на некоторые виды иностранных валют в ходе проведения некоторых валютных операций и для определенных категорий владельцев, в частности - это валюты таких стран как датская и норвежская крона, швейцарский франк и др.

Неконвертируемые валюты (замкнутые) валюты - имеют место в странах, законодательством которых сохранены валютные ограничения по всем валютным операциям, как для резидентов, так и для нерезидентов, в частности это валюты слабо развивающихся стран.

Режим валютного паритета – соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. Является основой валютного курса, который обычно отклоняется от паритета. До 1978г. валютный паритет, основывался на золотом содержании денежных единиц. Затем для стран - участниц международного валютного фонда (МВФ) базой исчисления были объявлены специальные права заимствования (СДР) – особый тип международной валюты, выпускаемой МВФ и используемой лишь для межправительственных расчетов через центральные банки. В 1979 г. Стал действовать Европейский валютный союз (ЕВС), фиксирующий обязательства стран – участниц Европейского экономического сообщества (ЕЭС) сохранять валютный паритет в установленных пределах и не допускать взаимных отклонений рыночных курсов национальных валют от согласованных границ. С конца 70- годов XX века стали использовать паритеты на базе валютной корзины. Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной денежной единицы с определенным набором других валют. Так, например, по уставу Международного валютного фонда (МВФ) паритеты валют устанавливаются в СДР (SDR – special drawing rights) специальные права заимствования или в другой международной валютной единице. Сегодня современная корзина СДР состоит из четырех ведущих валют: доллара США, евро, иены, фунта стерлингов. Количество факторов, влияющих на валютный паритет, достигает нескольких десятков, они носят экономический, политический, структурный, правовой и психологический характер. Наиболее важными из них являются: состояние торгового баланса, национального дохода, величина денежной массы, учетные ставки, ожидаемые темпы инфляции, виды государственного регулирования. Базовым во всех случаях выступает валовой национальный продукт (ВНП) стан, участвующих в международном обмене.

Режим валютного курса. Валютный курс показывает цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой. Существует три режима установления валютных курсов:

1) На основе золотых паритетов - определенному соотношению, устанавливаемому в законодательном порядке (или золотом стандарте). При золотом монометаллизме валютный курс опирался на золотой паритет - соотношение валют по их официальному золотому содержанию - и стихийно колебался вокруг него в пределах золотых точек. Пределы колебаний валютного курса определялись расходами, связанными с транспортировкой золота за границу и фактически не превышали 1%. С отменой золотого стандарта механизм золотых точек перестала действовать.

2) Система фиксированных курсов валют. При данном режиме центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой привязана валюта данной страны, к «валютной корзине» или к международной денежной единице. Особенность данного курса состоит в том, что он остается неизменным в течение более или менее продолжительного времени, то есть не зависит от изменения спроса и предложения на валюту. Изменение фиксированного курса происходит в результате его официального пересмотра.

3) Система плавающих курсов валют, колеблющихся в зависимости от спроса и предложения. При таком режиме валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Однако такой режим не исключает проведение центральным банком тех или иных мероприятий, направленных на регулирование валютного курса. К промежуточным между «фиксированным» и «плавающим» вариантами режима валютного курса можно отнести: 1) режим «скользящей фиксации» - где центральный банк ежедневно устанавливает валютный курс, исходя из определенных показателей: уровня инфляции, состояния платежного баланса и др., 2) режим «валютного коридора» - центральный банк устанавливает верхний и нижний пределы колебания валютного курса; 3) режим «коллективного плавания» валют - курсы валют стран - членов валютной группировки поддерживаются по отношению друг к другу в пределах «валютного коридора» и «совместно плавают» вокруг валют, не входящих в группировку.

Валютный курс непрерывно колеблется и может изменяться несколько раз в течение дня. В соответствии с его уровнем на валютном рынке совершаются сделки купли-продажи валют, связанные с внешней торговлей, международными капиталовложениями, туризмом и т.п. Валютный курс и пределы его колебаний в существенной мере зависят от действующей в данный период международной валютной системы. Установление валютного курса путем оценки одной единицы национальной денежной единицы в иностранных единицах именуется прямой котировкой, а оценка одной иностранной денежной единицы в нескольких национальных – обратной котировкой.

Валютные курсы формируются под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов как внутренней, так и внешней сфер экономики. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями - стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т. д.

Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие:

1. Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствии с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет. Это объясняется тем, что ежедневная котировка курса валют не корректируется по их покупательной способности, а также действуют иные курсообразующие факторы. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.

2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. Так как платежный баланс состоит из различных неоднородных статей, то необходимо рассмотреть их влияние на валютный курс. Валютные операции, обслуживающие такие статьи баланса как товарная торговля, международные услуги и доходы, обеспечивающие движение долгосрочных капиталов, носят относительно устойчивый характер. Поэтому данные операции определяют долгосрочное соотношение спроса и предложения валюты на рынке и, тем самым, долгосрочную динамику валютного курса. Краткосрочные изменения валютных курсов во многом определяются движением краткосрочных капиталов. Именно этот фактор приобрел в настоящее время важнейшее значение, тогда как еще 20-25 лет назад важную роль играло состояние торгового баланса и операций, связанных с внешней торговлей.

3. Разница процентных ставок в разных странах. Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных за границу. Движение капиталов, особенно спекулятивных «горячих» денег, усиливает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибыли. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.

5. Степень использования определенной валюты в международных расчетах. Так, в 90-х годах на долю доллара приходилось 50% международных расчетов, 70% внешней задолженности, в частности развивающихся стран. Поэтому периодическое повышение мировых цен, растущие выплаты по долгам государств способствуют повышению курса доллара даже в условиях падения его покупательной способности.

6. Ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика, получившая название «лидз энд легз», влияет на платежный баланс и валютный курс.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.

8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью производится определенная валютная политика.

Это лишь несколько факторов, оказывающих существенное влияние на валютный курс, помимо них существуют и такие, как национальный доход, сезонные пики и спады деловой активности в стране, конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение и другие. Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Поэтому при прогнозировании валютного курса учитываются рассмотренные курсообразующие факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки.

Наличие или отсутствие валютных ограничений. Валютные ограничения (от англ. foreign exchange restrictions) – система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют. Введение валютных ограничений вызвано истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платежных балансов. Впервые валютные ограничения были введены в период первой мировой войны 1914-1918гг. В период второй мировой войны они были введены почти всеми государствами мира, кроме США, Швейцарии и ряда стран Латинской Америки. В 50-е гг. ΧΧ века валютные ограничения во многих странах Европы были смягчены.

В Казахстане, в случае угрозы экономической безопасности Республики Казахстан и нестабильности ее финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими инструментами экономической политики, может быть введен режим специального разрешения. Решение о введении, продлении режима специального разрешения, порядок и условия выдачи разрешения, а также операции, которые не могут проводиться без специального разрешения, определяются Президентом Республики Казахстан после совместных консультаций Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан. Режим специального разрешения может быть введен на срок, необходимый для устранения угроз экономической безопасности и нестабильности финансовой системы.

Специальное разрешение выдается Национальным Банком при условии, что операция осуществляется резидентами и нерезидентами в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности государства, выполнения Республикой Казахстан своих международных обязательств, а также если проведение валютной операции будет способствовать значительному улучшению ситуации в платежном балансе Республики Казахстан и на внутреннем валютном рынке. Специальное разрешение не требуется, если одной из сторон выступают Национальный банк Республики Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан.

Регулирование международной валютной ликвидности страны, включает такие компоненты, как официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, резервную позицию в МВФ и отражает способность страны погашать свой внешний долг. Иными словами, международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. МВЛ характеризует состояние внешней платежеспособности отдельных стран или регионов. Основу внешней ликвидности образуют золотовалютные резервы государства.

Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:

официальные валютные резервы стран;

официальные золотые резервы;

резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);

счета в СДР.

Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золотовалютных резервов к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограничена, так как он не учитывает все предстоящие платежи, в частности, по услугам, некоммерческим, а также финансовым операциям, связанным с международным движением капиталов и кредитов. Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством образования ликвидных резервов, средством международных платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством валютной интервенции.

Основную часть МВЛ составляют официальные золотовалютные резервы, т.е. запасы золота и иностранной валюты центрального банка и финансовых органов страны. К золотовалютным резервам относятся запасы золота в стандартных слитках, а также высоколиквидные иностранные активы в свободно конвертируемой валюте (валютные резервы). Кроме того, в золотовалютные резервы могут быть включены драгоценные металлы (платина и серебро). Высоколиквидные средства должны быть размещены в высоконадежных учреждениях с минимальным риском, т.е. в учреждениях, причисленных, согласно международным классификациям, к учреждениям высшей категории надежности. Особое место в международной валютной ликвидности занимает золото. Оно используется как чрезвычайное средство покрытия международных обязательств путем продажи на рынке за необходимую иностранную валюту или передачи кредитору в качестве залога при получении иностранных займов.

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к повышению валютного компонента в общей структуре международных ликвидных активов, при этом золото продолжает учитываться по фиксированной цене в 35 СДР за тройскую унцию, что значительно ниже рыночной цены. При определении деноминации резервов центральные банки руководствуются следующим правилом: необходимо размещать валютные ресурсы в валюту, являющуюся резервной по отношению к национальной. Так, Германия, национальной валютой которой является евро, выбирает в качестве резервных денег доллар США. Со своей стороны, США рассматривают в качестве денег более высокого порядка - золото, поэтому валютная часть резервов США меньше золотой. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются следующим показателем: - золотовалютные резервы страны/долг.

Регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов осуществляется в соответствии с унифицированными международными нормами. В их числе Женевские конвенции (вексельная и чековая форма расчетов). Регламентация международных расчетов осуществляется на уровне национальной и мировой валютной систем в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

Режимы валютного рынка и рынка золота. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций, связанных с внешнеторговыми расчетами, миграцией капитала, туризмом, а также со страхованием валютных рисков и проведением интервенционных мероприятий.

Десятилетиями жизненный путь золота напоминал жизнь бабочки-однодневки. Оно было добыто на южноафриканских рудниках, чтобы исчезнуть в подвалах государственных хранилищ. Считалось, что золото - надежное обеспечение кредитно-бумажных денег. Позже связь золотого запаса с внутренним денежным обращением была практически во всех странах утрачена и его реальное значение в этом качестве сошло на нет. Функции централизованных золотых запасов сосредоточились во внешнеэкономической сфере, поскольку золото стало рассматриваться как гарантия внешней платежеспособности страны. Проведенная в 70-х гг. формальная демонетизация золота в системе МВФ уменьшает значение золотого запаса, но многократное повышение цены металла на самом деле увеличивает его реальную ценность и эффективность золотых запасов.

Как правило, на сегодняшний день золотой запас той или иной страны существует в трех формах:

централизованные запасы в казначействах и государственных банках;

частные накопления физических и юридических лиц (фирм, банков);

металл, используемый в отраслях экономики, например в ювелирном и зубопротезном деле.

Юридически собственность на национальные золотые запасы принадлежит в разных странах центральным банкам, казначействам и специальным государственным учреждениям (фондам). Франция, например, хранит золотые запасы в Центральном банке. В Италии они разделены между Банком Италии и Валютным бюро Министерства финансов. Самыми крупными в мире собственниками желтого металла являются США, Германия, Швейцария, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды. На промышленно развитые страны приходится около 83 % мировых централизованных запасов. Крупным держателем золота является МВФ. Самое большое в мире хранилище находится в Нью-Йорке - в глубине скалистого грунта Манхэттена, где расположены подвалы Федерального резервного банка этого города. Здесь находятся запасы США и частично - запасы более 70 стран мира, а также МВФ. Хранилище появилось в 30-е гг. в связи с мировой войной. Его глубина 25 м, стальная дверь весит 90 т, здесь находится более 120 мощных сейфов. Самый гигантский из них вмещает 107 тыс. стандартных слитков весом около 12,5 кг формы трапецоэдра или параллелепипеда.

Частные тезаврационные накопления имеют форму стандартных валютных слитков. Используемое в промышленности и быту золото представлено ювелирными изделиями. Они находятся в руках крупного частного капитала.

После второй мировой войны возник свободный рынок золота. В 1961 г. был организован Золотой пул (США и главные страны Западной Европы). Цель пула - поддерживать цену золота на свободном рынке на официальном уровне. Способ достижения этой цели - регулирование рынка путем продажи и покупки золота на Лондонском рынке, где и были сосредоточены операции с ним. Если свободная цена понижалась, участники скупали излишки металла и распределяли между собой по определенной согласованной формуле, если повышалась - продавали золото, распределяя затраты также по согласованной формуле. Эта система развалилась в 1967-1968 гг. В результате возник двухъярусный рынок и соответственно двойная цена золота (официальная - Центрального банка и свободная).

Золото поступает на мировой рынок из: 1) текущей добычи; 2) накопленных централизованных запасов; 3) прочих источников. Почти все золото сначала попадает в руки посредников - дилеров. Золотые дилеры - это фирмы, воплощающие финансовую аристократию (как правило, не более 20). В узком смысле золотыми дилерами считаются лишь пять фирм, традиционно образующих Лондонский рынок. Старейшая из них возникла в XVII в., а самой «молодой» - около 150 лет. Список лондонских дилеров возглавляет основанный в 1804 г. банкирский дом Ротшильдов (официальное название N. M. Rotchild and suns, Ltd.). В лондонском здании банка Ротшильдов происходит ежедневная процедура фиксинга - установления ориентировочной цены золота, с учетом которой совершаются сделки на рынках. Действуют и другие фирмы, в частности Mocatta and Goldsmid, входящая в Standard chartered bank. К числу золотых дилеров относят также «большую тройку» швейцарских банков с главными конторами в Цюрихе, где объемы сделок не уступают Лондону. Важным сдвигом последних лет было развитие рынков золота в США и увеличение активности американских золотых дилеров. Вне конкуренции находится грандиозная Нью-Йоркская золотая биржа.

Золотые рынки различаются:

- по типу организации (биржа и небиржевой рынок);

- по формам обращающегося товара (слитки различного веса и пробы,

монеты разных выпусков);

- по степени легальности (в некоторых странах действуют «черные

рынки»).

Некоторые центры играют особо важную роль в продвижении золота к сферам конечного потребления. К их числу относятся Кувейт и Дубай на Ближнем Востоке. Через них золото попадает в страны Индостанского полуострова. В Юго-Восточной Азии подобную роль играет Сингапур, откуда снабжаются Индонезия и Малайзия. Весьма крупный рынок действует в Гонконге (Сянгане). Ежегодно туда ввозится до 50-60 т золота из Западной Европы и Австралии.

Особенность золота в том, что оно выступает и в качестве валютного актива, выполняющего ряд функций денег, и обычного товара (со своей себестоимостью производства, подверженного законам спроса и предложения).

На протяжении многих столетий роль монетарных функций золота постепенно снижается. Особенно резкие изменения произошли в уходящем веке - по мере перехода к денежным системам эмиссий резервного типа, базирующимся преимущественно на кредите. Основное внимание сейчас привлечено к золотым запасам государств, составляющим в сумме 31 тыс. т. В последнее время центральные банки ряда стран приступили к достаточно массированному сбросу своих золотых активов. Ключевая роль в обеспечении гарантий стабильности национальных валют все больше отводится не золоту, а мощи собственных экономик и экономик стран-поставщиков резервных валют. За последние несколько лет некоторые страны сократили свой золотой запас. Частичные продажи (от 1/3 до 2/3) осуществили Нидерланды, Бельгия, Австрия, Канада, Австралия. Совсем недавно все свои 125 тонн продала Аргентина. В ситуации неопределенности на рынке игроки ждут прояснения политики центральных банков по отношению к золоту. Весьма показательным будет решение вопроса о золотых резервах создаваемого Европейского центрального банка (ЕЦБ), который будет регулировать обращение единой европейской валюты. Факту продажи части запасов некоторыми странами есть объяснение, не укладывающееся в рамки тенденции общего сброса золота. Европейские страны продают золото, чтобы на вырученные деньги улучшить свои макрофинансовые показатели (бюджетное сальдо и госдолг), дабы соответствовать критериям вступления в Европейский экономический и валютный союз (ЭВС). Золотой запас, имевшийся у Нидерландов и Бельгии в начале 90-х гг., был действительно великоват для этих стран. К тому же их валюты не являются резервными. Канада же и Австралия, входящие в четверку ведущих мировых производителей золота и имеющие большой его природный запас, могут в случае нужды быстро пополнить запас, не тратя валютных резервов. Золотой запас Канады, Австралии и ЮАР находится в пределах их квартальной добычи. При большем же запасе власти принимают на себя излишний риск обесценивания. В случае угрозы национальной валюте первыми в ход пойдут резервы в долларах, и изменение в их пользу общей структуры резервов вполне оправданно. Следующим в защиту выступит официальный золотой запас.

Цена золота, выраженная в других валютах, за последние годы не только не упала, но даже выросла. Анализ показывает, что по крайней мере последние 500 лет покупательная способность золота по отношению к другим товарам оставалась почти неизменной и всегда выравнивалась после всплесков или провалов. Колебания в сторону ее увеличения или снижения находились в пределах 50 % и вызывались как общехозяйственной конъюнктурой, так и насильственными мерами властей. Экстраординарный скачок в 100-150 % в 1980 г. был вызван сочетанием целого ряда факторов (резкое ослабление госрегулирования, нефтяные кризисы, высокая инфляция во всех странах, циклический спад экономики США, войны на Среднем Востоке, первые серьезные биржевые спекуляции) и сменился снижением цены на золото и постепенным повышением мировых товарных цен. Сейчас начала действовать совокупность факторов, влияющих на понижение со спекулятивной раскачкой. В повышении цены золота в 1980 г. до $ 850 за унцию была велика роль чикагских спекулянтов, у многих из которых подошел срок исполнения форвардных контрактов. На последнем понижении цены золота был зафиксирован рекордный оборот рынка. Наблюдались большие объемы продаж крупными операторами с последующим приобретением по более выгодной цене.

Для рынка, зависящего от информации, хуже всего - неопределенность. Из осторожности игроки рассчитывают на худший вариант, даже если вероятность его невелика. Поэтому нынешняя цена учитывает вариант обвального роста предложения и сокращения спроса из-за продажи большой части официальных золотых запасов и сопровождающей ее на волне паники продажи частных тезаврационных запасов. Если уж центральные банки решатся реализовывать золото из своих авуаров, то им необходимо сначала договориться и составить совместный план-график продаж на десятилетия вперед, чтобы не волновать рынок.

Львиную долю постоянно растущего спроса на золото предъявляет ювелирная промышленность. Бурный рост ювелирного спроса продолжится. Дело в том, что основную массу золота потребляют развивающиеся восточные страны, особенно их сельское население, в силу культурных и религиозных обычаев и недостатка банковских и страховых учреждений. Крестьянин, получив хороший урожай, сразу идет покупать традиционные высокопробные украшения. В Индии девушке с рождения собирают приданое, замуж без 100-150 г. золота не выдают. В мусульманских странах муж может развестись с женой, прокричав об этом на площади, и она возьмет с собой только то, что было на ней. Вот и обвешиваются женщины браслетами и цепями. В Индии, Китае и Индонезии население составляет более 2,5 млрд человек, они постепенно богатеют и в соответствии с традициями будут предъявлять все больший спрос на золото.

Золото обладает уникальными физическими свойствами (неокисляемостью, химической инертностью, возможностью раскатывания тончайшим слоем и т. д.), полностью повторить которые пока не удалось ни одному заменителю. Низкая цена может активизировать процесс обратной замены. Центральные банки ряда развивающихся стран активизировали закупки золота до суммарного объема до 432 т.

Новая добыча растет гораздо меньшими темпами, чем потребление. Крупнейший производитель - ЮАР постепенно снижает добычу, рост идет в основном при помощи вовлечения других стран Африки и Латинской Америки. Вторичная переработка тоже растет мало, составив в 1996 г. 644 т.

Более 90 % когда-либо добытого золота находится в запасах и может быть в любой момент выброшено на рынок. Это 120 тыс. т, включая 31 тыс. т официальных запасов. В 1997г. четырнадцатью центральными банками было продано 825 т. Серьезная опасность может исходить от частных запасов (например, Франции). Население и банки Франции накапливали золото очень долго, здесь впервые появились малые слитки - весом в один килограмм (savonette - мыльце) и более мелкие.

В структуре мировой добычи постепенно сокращается доля ведущих стран и увеличивается доля развивающихся. Сейчас в мире идет активная разведка целых неосвоенных регионов, прежде закрытых для иностранных инвесторов. Заинтересованные в экономическом развитии и создании рабочих мест правительства создают самый благоприятный режим. За последние пять лет расходы на разведку месторождений золота выросли в Африке в пять раз, в Латинской Америке - в четыре, в Азии - в три раза.

Структура портфеля золота Республики Казахстан определяет соотношение внутреннего (размещенного в Республиканском государственном предприятии «Центр кассовых операций и хранения ценностей Национального банка Республики Казахстан») и внешнего золота (размещаемого за пределами Республики Казахстан).

Целью управления активами в золоте являются сохранность и защита от возможного понижения привлекательности активов в валюте на международных финансовых рынках. При этом получение сверхдоходности не является целью управления активами в золоте.

Постоянный объем внешнего золота в Казахстане придерживается на уровне 1 300 000 унций. Допускается отклонение до 10% от объема внешнего золота с учетом производных инструментов. Ожидаемая месячная изменчивость доходности любого структурного продукта, входящего в портфель внешнего золота, выраженная в золоте не должна превышать 7% годовых.

Операции, связанные с фактическим вывозом золота из Республики Казахстан (изменение соотношения внутреннего и внешнего золота), осуществляются на основании соответствующего распоряжения Председателя Национального банка Республики Казахстан.

При приобретении золота на внутреннем рынке с зачислением его в «Центр кассовых операций и хранения ценностей Национального банка Республики Казахстан» данное золото относится к позициям внутреннего золота Национального банка, а при зачислении на счета, открытые за пределами Республики Казахстан – учитываются в позициях внешнего золота Национального банка.

До 25% от объема внешнего золота допускается инвестировать в ценные бумаги, номинированные в золоте, с долгосрочным кредитным рейтингом не ниже ААА и сроком погашения не более 10 лет.

Статус национальных органов, регулирующих и контролирующих валютные отношения. Валютное регулирование в широком смысле- это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента. Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это по существу совокупность таких принципов, как: деятельность государственных органов по управлению обращения валютой; контроль государства за валютными операциями; воздействие на курс национальной валюты; ограничение использования национальной валюты; совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя: накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну; регулирование вывоза из страны стратегического сырья; регламентирование вывоза или ввоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг; покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами; определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам; регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций); регламентирование репатриации и прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяется валютной политикой государства. Валютная политика - совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением страны и ее местом в системе мирового хозяйства.

Валютное регулирование в узком смысле - это элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Валютное регулирование может быть: прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - совокупность законодательных и административных действий власти, определяющие порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование - совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

Преобладание того или иного метода валютного регулирования определяет его характер: либеральный или ограниченный.

Либеральное валютное регулирование направленно на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействуют на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законодательной формой выступают валютные ограничения, то есть законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д. Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируется под определенным воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего в стране законодательства (например, квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции).

Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль - система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. По сути, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, поэтому является его составной частью. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан. Правительство Республики Казахстан и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

Национальный Банк Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан в соответствии с Законом «О валютном регулировании и контроле» в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования устанавливает:

требования к осуществлению резидентами деятельности, связанной с использованием валютных ценностей;

порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, в том числе режимы валютного лицензирования;

порядок осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан (валютный мониторинг);

формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при проведении ими валютных операций.

Задачами валютного контроля являются:

определение соответствия проводимых валютных операций законодательству Республики Казахстан;

проверка обоснованности платежей по валютным операциям и наличия необходимых для их осуществления документов;

проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется Национальным банком Республики Казахстан, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан (органами валютного контроля), и агентами валютного контроля.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и уполномоченные организации, а также другие организации, на которые в соответствии с полученными лицензиями возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства Республики Казахстан при проведении ими операций.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль над валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан, в части соответствия этих операций законодательству Республики Казахстан, условиям лицензий, требованиям регистрации и уведомления.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

осуществляют проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Республики Казахстан;

осуществляют проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивают документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций;

дают агентам валютного контроля обязательные для их исполнения поручения в целях надлежащего осуществления валютного контроля;

устанавливают порядок представления отчетности по валютным операциям и проведения проверок по вопросам соблюдения валютного законодательства Республики Казахстан;

предъявляют требования об устранении выявленных нарушений и принимают другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, которые являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан.

Органы и агенты валютного контроля обязаны сохранять в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Уполномоченный банк осуществляет платежи и переводы денег резидента и (или) нерезидента только при условии представления последними документов, требуемых в соответствии с законом и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Уполномоченные банки не вправе требовать представления документов, не относящихся непосредственно к проводимой валютной операции. Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых в соответствии с законом и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и валютного контроля, представления им недостоверных документов, а также при неосуществлении действий, установленных валютным законодательством Республики Казахстан.

Национальный банк Республики Казахстан при выявлении нарушений валютного законодательства Республики Казахстан уполномоченными банками и уполномоченными организациями вправе применить меры воздействия, предусмотренные законами Республики Казахстан.

При выявлении нарушения порядка проведения обменных операций с иностранной валютой, допущенного уполномоченными банками и уполномоченными организациями через их обменные пункты, Национальный банк Республики Казахстан вправе приостановить действие регистрационного свидетельства обменного пункта до шести месяцев. Кроме того, Национальный банк Республики Казахстан при выявлении нарушений валютного законодательства Республики Казахстан лицензиатами вправе приостановить действие лицензии.

Мировая валютная система преследует глобальные цели мирового сообщества, призвана обеспечить интересы стран – участниц имеет особый механизм регулирования и функционирования.

В результате длительного исторического развития в мировой валютной системе сложились следующие основные элементы:

Функциональные формы мировых денег (ведущие свободно конвертируемые валюты);

Регламентация условий конвертируемости валют;

Унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;

Регламентация объема валютных ограничений (требование МВФ к странам – членам отменить ограничения по операциям с валютными ценностями в определенный период);

Регламентация состава компонентов международной валютной ликвидности;

Унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;

Режимы мировых валютных рынков и рынков золота;

Статус института межгосударственного регулирования (с 1944г. таким институтом стал МВФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: