По налогу на прибыль

1. Учет доходов и расходов для целей налогообложения. Несмотря на то что налоговым законодательством предусмотрены четкие правила применения налогоплательщиками методов (способов) учета доходов и расходов организаций (начисления и кассовый), для организаций, подпадающих под налогообложение по кассовому методу, возможность выбора существует.

В любом случае применяемый метод налогового учета необходимо отразить в учетной политике организации общепита в целях налогообложения с обоснованием выбора.

2. Методы оценки имущества и обязательств для целей налогообложения. Исходя из требований гл. 25 НК РФ можно сформулировать примерный перечень позиций, подлежащих отражению в учетной политике для целей налогообложения:

1) оценка имущества, полученного предприятием безвозмездно либо в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам);

2) метод начисления амортизации нематериальных активов и основных средств (линейный или нелинейный метод, а также применение норм ускоренной амортизации);

3) порядок формирования первоначальной стоимости и определение срока полезного использования нематериальных активов и основных средств (для расчета отчислений в резерв на ремонт основных средств и амортизационных отчислений, принимаемых в целях налогообложения);

4) порядок определения стоимости МПЗ, включаемой в расходы организации;

5) метод списания стоимости МПЗ (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО);

6) оценка возвратных отходов и утиля (как формируются цена возможного использования и цена реализации);

7) оценка оприходованных товаров и списание торговой наценки (для определения фактической себестоимости реализованных товаров и выручки от их реализации);

8) списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

9) определение порядка и сроков списания расходов будущих периодов на затраты;

10) создание резервов предстоящих расходов и платежей, отчисления в которые учитываются и не учитываются для налогообложения;

11) создание оценочных резервов, отчисления в которые принимаются или не принимаются для целей налогообложения.

Если сравнить правила и способы ведения налогового учета по приведенным выше позициям с аналогичными требованиями учета бухгалтерского, то большинство из них будут совпадать либо отличаться в незначительных деталях. Поэтому, учитывая наличие такого рода общих моментов, в учетной политике для целей налогообложения их можно отразить общим списком со ссылкой, что более подробно выбранный метод (способ) рассмотрен в учетной политике для бухгалтерского учета.

Некоторые позиции в налоговом и бухгалтерском учете совпадают лишь частично (к примеру, линейный метод при выборе методов амортизации НМА и основных средств, порядок создания некоторых резервов предстоящих расходов и т.п.). В этом случае в учетной политике в целях налогообложения необходимо в обязательном порядке подробно расписать методы, отличные от используемых в бухгалтерском учете.

Однако в целях унификации налогового и бухгалтерского учета (и соответственно во избежание ведения в организации общепита двойного учета) рекомендуется в обеих учетных политиках отражать одинаковые методы и порядки их применения (когда это возможно). В этом случае в учетной политике для целей налогообложения их также можно привести списком со ссылкой на учетную политику для бухгалтерского учета.

В то же время налоговым законодательством предусмотрены некоторые нормы, которые практически невозможно применять в бухгалтерском учете (например, деление затрат на прямые и косвенные). В этом случае в учетной политике для целей налогообложения должен быть четко расписан порядок применения таких методов, а в налоговых регистрах ежемесячно отражаться расчет этих позиций для налогового учета.

Налоговые учетные регистры

Как мы уже говорили, под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм: на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Рекомендациями МНС России от 19 декабря 2001 г. "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" доведены до сведения налогоплательщиков рекомендуемые образцы форм таких регистров.

При этом еще раз обращаем внимание, что организация может такие регистры разработать самостоятельно или взять за основу предлагаемые МНС России. Однако в любом случае в учетной политике для целей налогообложения необходимо предусмотреть состав этих форм (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных налоговыми органами, либо в виде приложения (альбома форм)).

Кроме того, в учетной политике для целей налогообложения желательно подробно определить иные источники данных для налогового учета (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета, применяемые счета бухгалтерского учета для отражения сведений, используемых для целей налогообложения, и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: