Нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 4 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб. с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб. с конфискацией пива и напитков, изготавливаемых на его основе, или без таковой (ст. 14.16 КоАП РФ).

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом

- влечет наложение административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия

- влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).

Следует обратить внимание, что административные санкции, применяемые законом к гражданам, в полной мере относятся и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области общественного питания.

Вышеуказанные санкции налагаются соответствующими государственными органами, определенными гл. 23 КоАП РФ. К таким органам относятся прежде всего суды. При этом рассмотрение дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится исключительно арбитражными судами.

Рассматривать дела и налагать штрафы имеют право и иные органы в пределах своей компетенции, установленной КоАП РФ, а именно:

- федеральные органы налоговой полиции - в части нарушения правил розничной торговли алкогольной продукцией;

- органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ - в части нарушений санитарно-гигиенических норм;

- федеральный антимонопольный орган (или его территориальные органы) - в части нарушения законодательства о рекламе;

- органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Росторгинспекция) - в части нарушения правил оказания услуг общепита.

Особо отметим, что государственные органы могут применять санкции за нарушение правил торговли только в пределах своей компетенции, установленной административным законодательством. Например, органы Росторгинспекции, налоговой полиции или налоговые органы не могут оштрафовать организацию за осуществление ею предпринимательской деятельности без лицензии. Однако по их представлению дела о подобных правонарушениях могут быть приняты судебными органами.

Теперь поговорим о нарушениях, которые при определенных обстоятельствах (особо крупные размеры нарушений, нарушения, совершенные организованной преступной группой, и т.п.) подпадают под действие не административного, а уголовного законодательства.

К числу таких нарушений относятся следующие:

1) незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), то есть осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

При этом под доходом в крупном размере понимается доход, сумма которого превышает 250 тыс. руб., а под доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 1 млн руб.;

2) производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном размере (ст. 171.1 УК РФ), наказываются штрафом до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Те же деяния, совершенные организованной группой неоднократно или в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

При этом крупным размером в данной статье признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 250 тыс. руб., а особо крупным размером - 1 млн руб.;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 180 часов, либо исправительными работами на срок до года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок;

4) производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), наказываются штрафом до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Если деяния, предусмотренные данной статьей, привели по неосторожности к смерти двух или более лиц, они наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

Вынесение приговора по всем вышеуказанным статьям УК РФ находится исключительно в компетенции судебных органов. Однако, как мы уже говорили, различного рода проверяющие органы (налоговые, налоговой полиции, Росторгинспекции и др.) имеют право представлять в суд материалы о подобных правонарушениях.

Следует отметить, что в данном разделе мы говорили только об основных видах санкций и наказаний за нарушения, которые могут возникнуть в сфере общепита.

1.3. Применение организациями общественного питания

кассовых аппаратов

Кассовые аппараты, по своей сути, являются одним из инструментов контроля со стороны государства (прежде всего, в лице налоговых органов) за налично-денежным оборотом, своевременностью оприходования предприятиями наличной денежной выручки и, соответственно, полнотой уплаты налогов в бюджет.

Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о применении ККТ) все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, должны производить наличные денежные расчеты (причем не только с населением, но и с юридическими лицами) при осуществлении торговых операций или оказании услуг (в том числе общепита) на территории Российской Федерации с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ККТ).

Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к владельцам кассовых аппаратов, порядок документального оформления ККТ и кассовых операций по расчетам с потребителями, а также возможные санкции за нарушение действующего законодательства.

1.3.1. Общий порядок применения ККТ

при расчетах с населением

Статьей 4 Закона о применении ККТ определено, что все кассовые аппараты, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы в территориальных налоговых органах по месту нахождения организации общепита. При этом действующим налоговым законодательством под местом нахождения предприятия понимается место его государственной регистрации, местом же нахождения индивидуального предпринимателя является место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Порядок регистрации ККМ установлен Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".

На каждую регистрируемую кассовую машину составляется отдельная карточка регистрации, выдаваемая регистрирующим данный кассовый аппарат налоговым органом, в которой указывается фактический адрес организации общепита - владельца ККМ и подразделение предприятия, где машина будет установлена (ресторан, бар, буфет, кулинария и т.п.). Образец такой карточки приведен ниже.

КАРТОЧКА РЕГИСТРАЦИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Для регистрации ККТ в налоговых органах организация общепита должна представить в свою территориальную инспекцию МНС России оригиналы следующих документов:

- заявление на регистрацию ККТ (бланк заявления и карточки регистрации ККТ выдаются в регистрирующем налоговом органе);

- карточки регистрации ККТ в двух экземплярах с заполненными реквизитами (кроме регистрационного номера), один из которых остается затем в налоговом органе, а второй отдается организации общепита;

- технический паспорт ККТ;

- паспорт версии ККТ;

- договор на техническое обслуживание ККТ в Центре технического обслуживания (ЦТО);

- журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4);

- свидетельство о регистрации предприятия в регистрационной палате.

Все операции по регистрации, снятию с учета ККТ и иным вопросам, связанным с кассовыми аппаратами, принадлежащими организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществляют специальные отделы в территориальных налоговых инспекциях.

Если по какой-либо причине организация общепита передает ККТ из одного своего подразделения в другое (например, из ресторана в магазин-кулинарию), в регистрационную карточку необходимо внести соответствующие изменения (новый фактический адрес местонахождения ККТ, наименование подразделения и т.п.).

Следует обратить внимание, что помимо традиционного перечня документов, необходимых для регистрации ККТ в налоговых органах, необходимо предъявлять еще и паспорт версии ККТ, который подтверждает соответствие данного кассового аппарата эталонным образцам, разработанным Лабораторией эталонных образцов (ЛЭО).

Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем предприятиям, приобретающим у поставщиков (или у других сторонних организаций) кассовые аппараты, - все они должны обязательно иметь паспорт версии! В противном случае приобретенная (полученная иным способом) ККТ не будет зарегистрирована в налоговых органах. Естественно, такой кассовый аппарат нельзя будет применять для расчетов с населением до тех пор, пока торговая организация не освидетельствует его в ЦТО, который и выдаст на него паспорт версии.

Бланк паспорта версии утвержден Решением ГМЭК от 24 апреля 2001 г. (Протокол N 2/61-2001) (объявлено Письмом МНС России от 24 мая 2001 г. N ВБ-6-16/418 "О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 24 апреля 2001 года").

При оформлении паспорта в ЦТО он заполняется в двух экземплярах. Оригинал остается у владельца ККТ, а копия - у обслуживающей этот кассовый аппарат организации (ЦТО). Если предприятие - владелец кассового аппарата потеряет паспорт версии, освидетельствование необходимо будет пройти заново.

В соответствии с Порядком оформления паспорта версии, утвержденным Решением ГМЭК от 24 апреля 2001 г. (Протокол N 2/61-2001), владельцы ККТ, не имеющие паспорта версии, могут получить этот документ в обслуживающем их кассовый аппарат ЦТО на основании:

- заключения по результатам проведения освидетельствования ККТ на соответствие ее эталонной версии, проводимого ЦТО;

- ведомости версий модели ККТ, представленной ЦТО генеральным поставщиком ККТ.

Если фискальная память ККТ соответствует эталонным образцам, ЦТО заполняет и выдает ее владельцу паспорт версии, а также делает отметку в техническом паспорте ККТ. Для проведения такого освидетельствования владельцу кассового аппарата необходимо представить следующие документы:

- заявление в территориальную инспекцию МНС России для вызова на освидетельствование представителя налоговых органов для снятия фискального отчета (в произвольной форме или по образцу, установленному налоговой инспекцией);

- акт по форме N КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию" (заполняется в трех экземплярах);

- выданную ранее карточку регистрации ККТ (для записи в нее информации о паспорте версии);

- технический паспорт ККТ (для проверки соответствующих записей).

Владельцы кассовых аппаратов, которые получили паспорт версии вместе с приобретенной у поставщиков ККТ, проводят ее освидетельствование в ЦТО в нефискальном режиме. В этих целях они должны представить в ЦТО только оригинал и копию паспорта версии и технический паспорт ККТ (для проверки соответствующих записей и проставления в нем отметки о соответствии фискальной памяти аппарата эталонным образцам).

Обобщая вышесказанное, отметим, что в том случае, когда организация общепита приобрела (либо получила иным способом, к примеру, в качестве взноса в уставный капитал) ККТ, для ее ввода в эксплуатацию (и соответственно применения для расчетов с населением) необходимо произвести следующие действия:

1) заключить договор на обслуживание ККТ с ЦТО;

2) пройти нефискальное освидетельствование ККТ в ЦТО (а при отсутствии паспорта версии получить его в установленном порядке в обслуживающем данный кассовый аппарат ЦТО);

3) привезти ККТ и необходимые документы (перечень приведен выше) в территориальную инспекцию МНС России по месту регистрации своего предприятия. После этого организации - владельцу кассового аппарата назначат время освидетельствования ККТ в налоговом органе и сообщат сроки готовности регистрационных документов;

4) налоговый инспектор в установленное время должен в присутствии представителей организации - владельца ККТ и ЦТО снять показания счетчиков машины и при необходимости распечатать фискальный отчет (как правило, в случаях, когда приобретается (передается) кассовый аппарат, бывший в эксплуатации), а также поставить новый пароль от проникновения в фискальную память ККТ. На основании данной операции заполняется Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1), подписываемый представителями налогового органа, ЦТО и комиссии, назначенной руководителем организации - владельца ККТ;

5) в установленный налоговым органом срок владелец кассового аппарата должен получить свой экземпляр Карточки регистрации ККТ с присвоенным ей регистрационным номером.

Только после этого приобретенную ККТ можно вводить в эксплуатацию, то есть использовать для расчетов с населением за оказанные услуги общественного питания.

Необходимо обратить внимание, что для расчетов с населением разрешено применять не все кассовые аппараты, а только определенные их виды и модели, перечисленные в Письме Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N ВК-6-16/84 (Приложение 1 "Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации", Приложение 2 "Перечень моделей контрольно-кассовых машин, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, по состоянию на 01.01.98").

Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляет Министерство промышленности и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438).

В то же время до опубликования нового перечня ККТ, разрешенного к использованию, продолжает действовать старый перечень моделей ККМ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, утвержденный ГМЭК.

Сегодня действует Положение о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470.

Данное Положение изменило существовавший ранее порядок. В частности, изменения связаны со сроком, в течение которого налоговая инспекция обязана уведомить пользователя кассового аппарата, который исключен из Государственного реестра, о снятии ККТ с учета в связи с истечением нормативного срока амортизации. Налоговики обязаны сообщать об этом пользователю не позднее дня, следующего за днем окончания срока амортизации кассового аппарата. Таким образом, получается, что пользователь кассового аппарата должен самостоятельно отслеживать все изменения в Государственном реестре ККТ, а также дату окончания амортизации техники, исключенной из реестра, поскольку налоговая инспекция может уведомить уже по истечении срока амортизации.

Каждый кассовый аппарат должен иметь заводской номер (на специальной маркировочной табличке), который в обязательном порядке указывается во всех документах, относящихся к данной ККМ (кассовом чеке, унифицированных формах по учету операций на ККМ, техническом паспорте, паспорте версии и т.д.).

Помимо этого, каждая ККМ должна быть снабжена средствами визуального контроля (голограммами). Процедура получения и применения таких голограмм установлена Порядком использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах, утвержденным Решением ГМЭК от 5 ноября 1996 г. (Протокол N 6/31-96). Этот Порядок доведен до заинтересованных лиц Письмом Госналогслужбы России от 15 января 1997 г. N ВК-6-16/49 "О средствах визуального контроля на контрольно-кассовых машинах".

1.3.2. Документы, применяемые при расчетах

с использованием ККТ

В предыдущем разделе мы рассмотрели порядок оформления и образец заполнения Карточки регистрации ККТ в налоговых органах. Далее приводятся примеры заполнения других документов, с которыми сталкивается организация общепита, использующая ККТ при расчетах с населением.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Отметим, что все указанные в настоящей книге первичные документы, связанные с учетом денежных расчетов с населением при оказании услуг общественного питания с применением ККТ (формы N N КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4 и др.), утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее - Постановление Госкомстата N 132).

Оприходование в учете приобретенной у поставщиков (либо полученной иным способом) ККТ осуществляется на основании приемо-сдаточных документов (акта, накладной и т.п.).

Однако для того, чтобы ввести эту ККТ в эксплуатацию, необходимо оформить еще ряд документов.

Во-первых, новую ККТ необходимо зарегистрировать в налоговом органе (об этом шла речь в предыдущем разделе книги).

Для этого согласно Постановлению Госкомстата N 132 при вводе ККТ в эксплуатацию предприятия обязательно должны оформлять Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма N КМ-1). Данный документ применяется также для оформления перевода показаний суммирующих денежных счетчиков и регистрации контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) до и после их перевода на нули.

Акт оформляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в которую помимо сотрудников организации общепита (администрации, бухгалтерии, кассира и др.) обязательно должен входить представитель контролирующей организации (налоговый инспектор) и представитель организации, осуществляющей гарантийное и техническое обслуживание ККТ (механик ЦТО). При вводе в эксплуатацию электронных контрольно-регистрирующих машин и кассовых терминалов (модулей) необходимо также присутствие программиста-электронщика. Следует обратить внимание на то, что механик (программист) должен иметь удостоверение на право технического обслуживания и ремонта машин данного типа и предъявлять его по требованию руководства вашего предприятия.

Акт по форме N КМ-1 фиксирует показания следующих счетчиков: контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти), регистрирующих количество переводов показаний суммирующих счетчиков на нули: главного суммирующего счетчика, секционных суммирующих денежных счетчиков.

Один экземпляр акта передается в организацию, обслуживающую ККТ (ЦТО), второй остается в организации общепита. При необходимости составляется еще один экземпляр для контролирующего налогового органа.

Получив на руки один экземпляр Акта по форме N КМ-1 и Карточку регистрации ККТ с ее регистрационным номером, организация может вводить данный кассовый аппарат в эксплуатацию (то есть применять для расчетов с населением).

Отражение этой операции в бухгалтерском учете также оформляется унифицированным первичным документом.

Документом, необходимым бухгалтерии организации общепита для отражения операции ввода в эксплуатацию кассового аппарата, является Акт о приемке-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Данный документ составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемочной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя организации.

Если предприятие приобрело несколько однотипных ККМ одинаковой стоимости, то возможно составление общего акта, оформляющего приемку всех этих кассовых аппаратов.

Акт (накладная) по форме N ОС-1 после его оформления с приложенной технической и иной документацией (техпаспорт, паспорт версии, Карточка регистрации и др.), относящейся к данному объекту (ККМ), передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

Внутреннее перемещение ККТ (например, из ресторана в буфет) оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма N ОС-2). В этом случае Накладная выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения - сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй остается у передавшего аппарат структурного подразделения.

Эксплуатация ККТ непосредственно связана с финансово-хозяйственной деятельностью организации общепита. Соответственно и первичные документы, связанные с эксплуатацией кассового аппарата, также отражают финансовые показатели этой организации.

После ввода ККТ в эксплуатацию в целях учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) на нее оформляется Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Данный журнал, кроме того, является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал в обязательном порядке должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации и печатью.

Записи в журнале ежедневно ведутся кассиром (кассиром-операционистом) в хронологическом порядке. Подчистки и помарки в журнале не допускаются. Если в документ вносятся какие-либо исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира (кассира-операциониста), руководителя и главного бухгалтера организации.

В конце рабочего дня (смены) кассир (кассир-операционист) составляет кассовый отчет для кассовой книги и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшему кассиру (приходует в кассу организации).

После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в Журнале кассира-операциониста, подтверждаемая подписями кассира, старшего кассира и соответствующего административного (руководящего) работника организации.

При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

Однако не во всех случаях расчеты на ККТ ведутся непосредственно кассирами-операционистами. Например, операции по получению денежных средств от потребителей (населения) могут выполнять официанты организаций общепита либо иные работники (бармен в баре, продавец изделий общепита в небольших закусочных и т.п.).

В такой ситуации вместо формы N КМ-4 по каждой ККМ ведется Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5).

Заполнение данного документа практически аналогично Журналу кассира-операциониста. Он также должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и ее печатью.

Все записи в журнале ведутся специалистом, работающим на ККТ (в нашем случае - официантом или иным работником общепита), ежедневно в хронологическом порядке без помарок. Внесение исправлений в журнал должно оговариваться и заверяться подписями кассира (в данном случае официанта или иного работника), руководителя и главного бухгалтера организации. Записи в журнале также ведутся после окончания рабочего дня (смены) с указанием показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков и выручки. Прием-сдача денег оформляется в журнале совместными подписями представителя администрации организации и исполняющего функции кассира. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте и фактической выручкой выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

При пробивании чека потребителю (покупателю) кассир может сделать ошибку в этом чеке, либо потребитель (покупатель), пробив чек, решит отказаться от услуг (или вернет некачественное изделие). В таком случае необходимо произвести следующие действия:

- при вводе ошибочной суммы и невозможности погашения чека в течение смены - в конце смены составить Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3) на сумму ошибочно пробитого чека;

- в случае возврата денежных сумм покупателю составить и оформить совместно с администрацией предприятия Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма N КМ-3).

Далее следует погасить эти чеки, наклеить их на лист бумаги и вместе с Актом сдать в бухгалтерию.

В указанном выше Акте должны быть перечислены номера и суммы каждого такого чека. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии и вместе с погашенными чеками, наклеенными на лист бумаги, сдается в бухгалтерию организации. На сумму денег по возвращенным потребителями (покупателями) чекам соответственно уменьшается выручка кассы, что и отражается в Журнале кассира-операциониста.

Акт подписывается членами комиссии в составе руководителя, заведующего (старшего официанта и т.п.), старшего кассира и кассира (кассира-операциониста) организации.

В том случае если ККТ вышла из строя и сдается в ремонт обслуживающей технической организации (техническому центру), составляется Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2).

Акт составляется и подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), руководителя, старшего кассира, кассира организации общепита и специалиста центра технического обслуживания ККТ.

Акт с накладной, оформленной на передачу ККТ в другую организацию или в центр технического обслуживания ККТ для ремонта, сдаются в бухгалтерию организации не позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом делаются в Журнале кассира-операциониста в конце записей за рабочий день.

Ремонт ККТ производится с разрешения администрации организации общепита только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.

Если неисправность устраняется механиком (программистом) на месте или обслуживающим техцентром проводится плановый технический осмотр ККТ или ее частей (программ), то Акт по форме N КМ-2 не составляется, а все случаи вызова технических специалистов фиксируются в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8).

Следует обратить внимание, что последний документ ведется специалистом технического центра, который делает записи о проведенных работах. Журнал должен находиться у руководителя организации или его заместителя. В журнале делается запись об опломбировании и содержании оттиска клейма. При необходимости ремонта денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой машины делается соответствующая запись и указывается руководству организации о необходимости направления контрольно-кассовой машины в ремонт в центр технического обслуживания. Соответствующая запись подтверждается подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации о приемке работ по ремонту ККТ.

Если кассовый аппарат списывается в связи с неисправным техническим состоянием как не подлежащий ремонту либо в связи с моральным износом (устаревшая модель, исключение данной модели из Государственного перечня и т.п.), основанием для его ликвидации является Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма N КМ-2), оформляемый в присутствии представителей контролирующего налогового органа, обслуживающего данную ККМ ЦТО и организации-владельца.

После подписания Акта по форме N КМ-2 и снятия ККМ с учета в налоговых органах аппарат списывается в установленном порядке.

Списание кассового аппарата оформляется Актом о списании объекта основных средств (форма N ОС-4).

Реализация (передача) ККТ сторонним лицам оформляется рассмотренным выше Актом о приемке-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1). Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых передается вместе с ККТ стороннему лицу (организации или индивидуальному предпринимателю), а второй остается в организации общепита.

Следует обратить внимание еще на один документ, связанный с применением ККТ в торговых организациях. Согласно ст. 7 Закона о применении ККТ налоговые органы помимо регистрации ККТ обязаны также осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением ККТ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; проводить проверки правильности выдачи чеков; а также налагать штрафы в случаях и в порядке, которые установлены КоАП РФ. В этих целях налоговыми органами могут проводиться внезапные проверки порядка соблюдения Правил эксплуатации ККТ и оприходования наличной денежной выручки в кассу предприятия.

Для отражения результатов таких внезапных или плановых проверок кассы организации общепита (либо предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) оформляют Акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма N КМ-9).

Акт составляется в трех экземплярах при проверке наличных денежных средств с участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), а в случае проверки наличных денежных средств со стороны администрации предприятия, где работает кассир-операционист (официант или иное лицо), - в двух экземплярах.

Один экземпляр акта передается в контролирующую организацию, второй - в бухгалтерию проверяемой организации, третий остается у материально ответственного лица, принявшего денежные средства на ответственное хранение.

1.3.3. Когда можно не применять ККТ?

В соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359) ККТ в части реализации услуг общественного питания можно не применять при осуществлении следующих видов деятельности:

- обеспечение питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- выносная торговля изделиями общепита на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов);

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными товарами (изделиями общепита) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;

- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, вразвал овощами и бахчевыми культурами.

Кроме того, без применения кассовых аппаратов имеют право вести расчеты наличными денежными средствами организации и индивидуальные предприниматели:

1) находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта РФ;

2) при условии выдачи покупателям (клиентам) бланков строгой отчетности.

При этом порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Обратите внимание, что до выхода соответствующих актов Правительства РФ действуют ранее утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Об этом сказано в Письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 29 декабря 2003 г. N 16-00-24/56 и в Письме Минфина России от 2 февраля 2004 г. N 24-07/04-01.

Основной категорией лиц, которые могут не использовать ККТ при расчетах с населением, являются организации и индивидуальные предприниматели в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с ГМЭК. Однако применительно к сфере услуг общественного питания таким правом практически не может воспользоваться ни одна из организаций.

Что касается торговли на рынках и ярмарках, следует учесть, что применение ККТ необязательно только в случае продажи товаров (изделий общепита) в ситуациях, аналогичных принципам разносной торговли (то есть реализации товаров с лотков, тележек и т.п.).

1.3.4. Санкции за нарушение законодательства

о порядке ведения кассовых операций

При денежных расчетах с покупателями за реализованные им товары (работы, услуги) нередко предприятиями допускаются различного рода нарушения (особенно при применении ККТ).

Рассмотрим наиболее типичные нарушения, которые могут возникнуть у организаций общепита при реализации ими услуг населению.

Как уже было отмечено, в соответствии с действующим законодательством все юридические лица и индивидуальные предприниматели должны производить денежные расчеты с населением при оказании услуг общепита на территории России с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ст. 2 Закона о применении ККТ).

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ реализация товаров (работ, услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц - от 3 до 4 тыс. руб.; на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

Штрафные санкции могут быть применены независимо от того, по каким причинам организация общепита (индивидуальный предприниматель) производила денежные расчеты с населением без применения ККТ.

В части применения данных штрафных санкций необходимо также иметь в виду следующее. Согласно ст. 4 Закона о применении ККМ предприятия, применяющие при расчетах с населением кассовые аппараты, обязаны их зарегистрировать в территориальном налоговом органе по месту своего нахождения (ст. 11 НК РФ). Кроме того, как мы уже отмечали, на территории России допускаются к применению не все модели ККТ, а только внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории РФ. Соответственно не регистрируются налоговыми органами, а следовательно, и не допускаются к применению ККМ, не прошедшие паспортизацию (не имеющие паспорта версии).

В этой связи необходимо заметить, что административное законодательство не содержит нормы об ответственности торговой организации за применение ККТ, своевременно не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию (исключенной из Госреестра). Однако подобные нарушения могут рассматриваться налоговыми органами как неприменение предприятием контрольно-кассовой машины с соответствующим наложением на нарушителя штрафа.

Санкции за вышеуказанные правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 КоАП РФ, налагаются налоговыми органами (ст. 23.5 КоАП РФ).

Порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций определен Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке в настоящее время определен в размере 100 тыс. руб. В данной ситуации необходимо обратить внимание, что указанный предел установлен "по одной сделке". Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Это означает, что организации могут расплачиваться между собой наличными деньгами в установленных пределах только по одному конкретному договору (сделке) независимо от того, с какой периодичностью поступала оплата по этой сделке.

В соответствии с действующим законодательством обязанность проверки соблюдения требований, предъявляемых к организациям в части денежных расчетов с покупателем (населением) и предъявления указанных выше финансовых санкций, возложена только на налоговые органы.

Как было отмечено выше, организации обязаны вести по каждой ККМ Журнал кассира-операциониста. Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо санкций за его ненадлежащее ведение. Однако необходимо помнить, что данный журнал наряду с другими унифицированными формами первичной документации по учету денежных расчетов с населением с применением ККТ служит основным регистром учета налично-денежного оборота (выручки) предприятий торговли и общественного питания, а также применяется в качестве одного из инструментов контроля за полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки.

Поэтому отсутствие (или неправильное заполнение и оформление) на предприятии, применяющем при расчетах с населением ККТ, Журнала кассира-операциониста или иных установленных форм первичной документации может квалифицироваться проверяющими налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов организации (ст. 120 НК РФ). При этом возникает риск налоговых санкций в виде штрафа в размере 5 тыс. руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, или 15 тыс. руб., если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.

Аналогичные штрафные санкции могут быть применены и при отсутствии (или неправильном заполнении) иных унифицированных форм первичной документации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: