Сущность, формы и виды инфляции

Одной из центральных проблем для России является инфляция. Инфляция сегодня – одно из наиболее заметных в России и тяжелых по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений.

Термин «инфляция» впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. (Inflatio от лат. «вздутие»). Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Это явление проявлялось и раньше, например, во Франции в XVI в. при введении бумажных денег. Инфляция как экономическое явление проявилась тогда в переполнении каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых резко падала.

Инфляция означает нарушение макроэкономического равновесия, дисбаланс спроса и предложения.

В идеальной модели национальной экономики объем производства устойчиво возрастает, а уровень цен остается стабильным. Так было в 19 и начало 20 веков в условиях золотого стандарта, когда национальные валюты были привязаны к объему имеющегося золотого запаса страны. Но со сломом золотого стандарта, после I мировой войны, инфляция возникла как закономерность мировой экономики. Правда, с 1914 г. с созданием Бреттон – вуддской системы, (привязкой национальной валюты к доллару и обязательством США обменивать предъявляемые доллары на золото), инфляция на 2,5 десятилетия была значительно приглушена. Однако американский дефолт 1971 г., (отказ США от золотого обеспечения) вызвал крах мировой валютной системы и неограниченную инфляцию в современной мировой экономике, куда вошла РФ.

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, т.е. это явный или скрытый рост общего уровня цен на товары и факторы производства. Рост уровня цен не означает повышение всех цен в равной пропорции и одновременно.

Существуют следующие признаки инфляции:

1. рост уровня цен. Например, цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, то в 1992 г. – уже в 26,1 раза;

2. падение покупательной способности денежной единицы. Так в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в два раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг;

3. изменение валютных курсов (в августе 1998 г. 1 дол. стоил 6 руб., в ноябре 1998 г. – 14,5 руб., в декабре 2001 г. – 29,3 руб., в январе 2002 г. – 30,6 руб., сейчас …);

4. изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков (в начале 90-х годов кредиты предоставлялись в лучшем случае на три месяца, а чаще – на один месяц);

5. рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости (пищевые продукты, одежду, обувь, жилье). Количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины, может колебаться от 25 в России до 400 в США.

Количественную оценку инфляции дают ее показатели. Показатели инфляции:

- индекс потребительских цен, определяющий средневзвешенную величину роста цен для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднестатистического жителя.

- индекс оптовых цен производителей. Сюда включаются данные по трем группам товаров: 1) конечные товары, готовые для использования, но не проданные потребителям; 2) промежуточные товары; 3) сырье, подготовленное для дальнейшей переработки.

- дефлятор ВНП, который измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен. Дефлятор ВНП – это отношение номинального ВНП к реальному, т.е. показатель падения реального ВНП.

Существует еще один способ количественного измерения инфляции.

«Правило семидесяти»: позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен.

Темпы инфляции рассчитываются следующим образом:

Темпы инфляции зависят от следующих факторов:

- платежеспособного спроса,

- издержек производства,

- спекулятивной прибыли перекупщиков.

Выделяют следующие формы инфляции:

1. в зависимости от темпов роста цен различают три формы инфляции

- умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется, нет риска подписания контрактов в номинальных ценах);

- галопирующая – рост цен от 20 до 200% в год (контракты приходится привязывать к росту цен, а деньги ускоренно материализовать в товары);

- гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Например, в 1992 г. индекс потребительских цен в РФ составил 2608,8%, а в 1993 г. инфляция достигла почти 1300%. В 1990 г. в Аргентине гиперинфляция составила 20 000%, в Боли­вии – 12 000%.

2. по степени расхождения роста цен на различные группы товаров

- сбалансированная (цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в постоянной пропорции),

- несбалансированная (цены разных товаров по отношению друг к другу меняются в различных пропорциях).

3. в зависимости от степени предвидения

- ожидаемая инфляция (т.е. прогнозируемый рост цен), Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз.

- неожидаемая (непрогнозируемый рост цен).

4. в зависимости от системы распространения инфляционных процессов

- локальная (имеет место в рамках отдельных стран),

- мировая (охватывает большинство стран мира).

5. по форме проявления различают инфляцию

- подавленная инфляция, т.е. цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Эта инфляция характерна для административно – командной экономики с централизованным регулированием цен.

- скрытая инфляция, это когда:

а) снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен;

б) официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины;

в) инфляция захватывает и инвестицион­ную сферу, т.е. растет сметная стоимость основных производственных фондов. Подобная ситуация характерна для СССР, Болгарии, Румы­нии конца 80-х годов XX в.

- открытая инфляция – это рост уровня цен, падение покупатель­ной способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: