Формирование банковской системы страны

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значи­тельная кон­центрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, обра­зованных на базе прежних государственных спецбанков – Сбербанка, Промстройбанка, Мос­бизнесбанка (бывшего Жилсоцбанка) и ряда других. На данном этапе развития коммер­ческие банки сформировали своеобраз­ный механизм приспособления к конкурентной среде и из­влечения прибы­ли. Он был обусловлен гиперинфляцией и связанной с ней отрицатель­ной ставкой ссудного процента. В период гиперинфляции 1992-1993 гг. и значи­тельных инфля­ционных ожиданий в 1994 г. деятельность многих коммерческих банков заключалась в сле­дующем: принять вклады в рублях; конвертировать их в доллары; дождаться очередного значительного обесценения рубля, когда процент по вкладам станет отрицательным; конвер­тировать доллары в рубли и расплатиться по вкладам. Поскольку реальная ставка процента была отрицательной, кредитные ор­ганизации были вынуждены привлекать в значительных объемах крайне дешевые или даже вообще бесплатные обязательства. Главными источни­ками дешевых и бесплатных обязательств выступали средства в расчетах, бюджет­ные сред­ства и депозиты до востребования.

Второй этап (1994 – середина 1995г.) развития банковской системы характеризо­вался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концен­трация банковского капитала в этот период достигает наименьшего значения. Развитию кре­дитных учреждений способствовала высокая инфляция, что позволяло банкам получать зна­читель­ные прибыли без реального разви­тия квалифицированного управления. Для банков этого пе­риода было харак­терно инфляционное основание расширенного воспроизводства денежного капитала. Банки на данном этапе развития практиче­ски не занимались долгосроч­ным креди­тованием предприятий, так как про­центы по кредитам фактически не компенсиро­вали ин­фляции. Предприятия рассматривались в качестве источников бесплатных финансо­вых ре­сурсов в виде остатков на счетах. Их использованию, в свою очередь, способствова­ла разви­тость рынка валютных инструментов, обладавших высокой ликвид­ностью, что позво­ляло банкам оперативно работать с остатками средств. Льготные кредиты Центробанка, обилие транзитных бюджетных средств на счетах банков привели к росту межбанковских кредитов (МБК) на фоне отсутствия так называемой «депо­зитной по­душки» – средств мелких част­ных вкладчиков, которые и создают устойчивость кредитного учреждения. Знаменательной датой в этот период стало 4 октября 1994 г. В «чер­ный втор­ник» коммерческие банки вновь попытались воспроизвести ситуацию, характерную для пер­вого этапа. Казалось бы, они добились своего, «обру­шив» рубль. Но предпринятые прави­тельством экстренные меры по стабили­зации курса национальной валюты и удержа­нию ва­лютного коридора стали губительны для коммерческих банков. Те из них, которые привыкли рабо­тать в условиях гиперинфляции и строить на ней свою конкурентную страте­гию, в мас­совом порядке прекратили свое существование. 24 августа 1995 г. на рынке меж­банковских кредитов (МБК) разразился кризис. После «черного четверга» утратили собст­венные сред­ства 365 бан­ков, у 225 были отозваны лицензии. Крах рынка МБК обнаружил отсутствие у банков надежной ресурсной базы, неспособность работать в относительно нор­мальных эко­номических условиях, слабую связь с клиентами, необходи­мость работы с мел­ким частным вкладчиком, включающей в себя предостав­ление им широкого спектра услуг. Падение тем­пов инфляции и кризис привели к банкротству большого числа мелких и сред­них банков, пе­ревели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, кон­центрации, и цен­трализации банковского капитала.

Для третьего этапа (с сентября 1995 г. по 1997 г.) характерно уменьше­ние доли ва­лютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20% до 10-12%), снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост го­сударственных обязательств с 3-5% до 20%. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государст­венных долговых обя­зательств имело целью осуществить безинфляционный переход к фи­нанси­рованию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главно­го заем­щика финансовых ресурсов у коммерческих банков. Крупнейшими операторами на рынке госу­дарственных долговых обязательств выступали банки, которые одновремен­но являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Не­трудно понять, что остатки бюджетных средств на счетах этих банков актив­но использовались для покупки государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с перемен­ным ку­поном (ГКО-ОФЗ). Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельно­сти банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсо­лютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уровня 1995 г. В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгло­мератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 г. по август 1998 г.) в ста­новлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. произошел перелом тенденции 1C абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За 9 месяцев 1997 г. московские банки без учета Сбербанка получили за счет кредитования от конечных заемщиков 37% своих до­ходов, региональные коммерческие банки – 48%. Рассматриваемый период связан и с про­цессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Для этого исполь­зовались различ­ные формы – от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрест­ного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в дея­тельности региональных банков, связанная со структури­зацией банковского бизнеса пу­тем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью защиты эконо­мических, политических и электоральных интересов местных властей. Наи­более активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Башкорто­стане.

Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской сис­темы, сопро­вождаемый самым крупным банковским кризисом в современ­ной России. Отказ Правитель­ства отвечать по своим финансовым обязатель­ствам в виде ГКО – ОФЗ разрушительно ска­зался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. Крах пирамиды ГКО – ОФЗ не явился неожиданностью для коммерческих банков России. Вопрос стоял лишь о сроках крушения. Справедливости ради следует отме­тить, что уже в первой половине 1998 г. показатели рентабельности у ведущих коммерческих банков России резко упали. Таким образом, можно говорить о том, что крах финансовой пи­рамиды ГКО – ОФЗ лишь ускорил процесс банкротства ряда коммерческих банков, прежде всего таких банков, как СБС-Агро, Инкомбанк, финансовое положение которых уже к авгу­сту было достаточно критическим. Отток ресурсной базы и, прежде всего, изъятие валютных вкладов сбе­регателями практически на месяц парализовали банковскую систему. От­носи­тельным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имевшие валютных вкладов и обладавшие небольшой долей ГКО – ОФЗ в активах. Неизбежность их поглоще­ния не вызывала сомнений у руководства Центробанка. Банковские неурядицы быстро транс­формировались в валютный и далее в финансовый кризис, привели к глубокому соци­ально-экономическому упадку общества. По оценкам многих ведущих специали­стов мира, можно было сгладить пик падения, избежав существенных социальных и финансовых потря­сений в обществе и ограничив их структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных секторов экономики.

С середины 1999 г. банковская система России перешла к но­вому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспе­чением реструктуризации банков, ликви­дацией банков-банкротов, реструк­туризацией внешней задолженности банков. С середины 1999 г. обозначился рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и рос­сийских банков. На данном этапе продолжалось сокращение числа зарегистрированных кредитных организаций. По состоянию на 1 марта 2001 г. в Российской Фе­дерации было за­регистрировано 2114 кредитных организаций, к 1 марта 2002 г. таких организаций было уже только 1991. Количество действующих кредитных организаций, напротив, возросло с 1319 до 1327 к 1 апреля 2002 г., причем 723 из них (54%) имели головные офисы в Центральном федераль­ном округе. Рост произошел за счет увеличения численности небанковских кредит­ных организаций, количество работающих банков практически не из­менилось. Отметим также и то, что процессы концентрации и централизации банковского капитала не имели широкого распространения в течение анали­зируемого периода: всего четыре банка были ре­организованы в связи с их присоединением к другим банкам. Российская банковская система постепенно освобождается от банков, созданных в течение десятилетия, предшествующего банковскому кризису, и практически не работавших на банковском рынке. Круг реальных участни­ков российского рынка банковских услуг в целом сформировался, а рынок в основ­ном поделен между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: