Цвет является одним из существенных факторов влияния на внимание и
поведение человека на подсознательном уровне, и адаптивные свойства
посетителей. Поэтому его зачастую используют при решении следующих задач:
-улучшение имиджа магазина и выделение того, на какой сегмент рынка
или группу покупателей он ориентирован. Многие магазины привлекают
покупателей, используя, например, красные тона, воспринимаемые покупателями
как символы современных магазинов и высококачественных товаров;
-создание определенного настроения персонала и посетителей;
-регулирование активности познавательных ресурсов покупателя.
При использовании цвета и цветовых сочетаний в создании атмосферы
магазина следует помнить, что теплые (красный, желтый) и холодные (синий,
зеленый) цвета оказывают противоположное психологическое воздействие на
человека.
Теплые цвета действуют активно, вызывают ощущение бодрости, при
определенных условиях возбуждают. Холодные цвета действуют пассивно,
|
|
успокаивают, располагают к отдыху и раздумью. Например, теплые красные тона
повышают кровяное давление, частоту дыхания и другие физиологические
показатели, внешне это проявляется в повышении активности внимания. Такие
цвета более подходят для зон торгового зала, в которых желательны
возбужденные покупатели, но не подходят для зон, где покупатели еще чувствуют
себя неуверенно, и там, где они и без таких манипуляций достаточно активны.
Напротив, холодные тона (оттенки синего и зеленого) расслабляют,
умиротворяют, успокаивают, приятны для глаз, поэтому лучше подходят для
секций и отделов с товарами, покупка которых вызывает беспокойство, например,
любых дорогих вещей, а также товаров, связанных со здоровьем человека.
Исследования показали, что красный и синий цвета обладают сильными
активизирующими свойствами и могут стимулировать импульсные покупки.
Цвета средней части спектра (например, зеленый) способны снизить активность
потребителей, и хороши там, где собираются длинные очереди. Белый цвет - цвет
чистоты и порядка.
Так окраска потолка в теплые тона (цвет чайной розы, светло-песочный и т.
п.) воздействует благоприятно, создает ощущение легкости. Темный цвет потолка
придает помещению пространственную четкость и торжественность. Окраска
стен в темные и теплые цвета подчеркивает их ограждающее значение, полы
темного цвета создают ощущение прочности и надежности. Тем самым
укрепляется уверенность покупателя, что этот магазин «всерьез и надолго», за
качество товаров можно не опасаться.
Запахи. Основная масса решений о покупке принимается под влиянием
|
|
эмоций, а обоняние оказывает самое сильное влияние на эмоциональное состояние
человека. Поэтому многие мерчандайзеры активно используют этот элемент
атмосферы.
Использовать запахи нужно очень осторожно, помня о том, какой рынок
обслуживает магазин. Интенсивность запаха должна зависеть от пола
покупателей. Как показывают исследования, женщины более восприимчивы к
запахам, чем мужчины. На восприятие влияют и возраст. С возрастом
чувствительность притупляется. Половина покупателей, которым более 65 лет, и 3/4
тех, кому за 80, вообще не ощущают запахи.
Для распространения запахов магазины могут использовать ароматизаторы
с таймерами, совмещать ароматизацию с отоплением и кондиционированием.
Самый экономный способ наполнить магазин благоуханием - ароматные
полимеры, которые крепятся на обычные лампы и при нагревании начинают
распространять выбранные запахи.
Музыка вносит существенный вклад в формирование атмосферы магазина,
позволяя управлять поведением посетителя на различных этапах его маршрута.
Музыкальное сопровождение используется для решения следующих задач:
• формирование соответствующего ситуации настроения. С помощью
музыки можно гибко управлять поведением посетителей, выбирая ее в
соответствии с характеристиками обслуживаемого сегмента;
• регулирование скорости движения покупателей и осуществление
покупок. По результаты анализа влияния музыкального ритма показали, что
медленная музыка по сравнению с быстрой способствовала увеличению, как
времени, проводимому в магазине, так и расходов;
• создание различных образов и выделение особенностей сегмента. Если
музыка соответствует демографическим характеристикам посетителей, они
проводят в магазине на 18 % больше времени и на 17 % больше, чем обычно,
тратят денег;
• привлечение или направление внимания посетителей. Громкое
музыкальное сопровождение или новые мелодии заставляют посетителей
концентрировать внимание на товаре, а тихие, хорошо известные мелодии,
напротив, - уйти в себя.
При использовании музыки в формировании атмосферы магазина следует
помнить, что, когда человеческий мозг перегружается звуковым сопровождением,
музыка подавляет способность покупателей оценивать товар. Некоторых
потребителей музыка раздражает настолько, что они уходят из магазина, а
другие, наоборот, совершают больше покупок, чем они планировали.