Смешанный рынок и конкуренция. Модели несоверш. конкуренции

Смешанный рынок – это такое хоз-во, когда в кач-ве полноправного субъекта действует гос-во, регулирующее отношения между спросом и предложением. При этом возможны варианты:

1. Жестко контролируемый гос-вом рынок (квазирынок);

2. Мягко регулируемый гос-вом рынок.

Смеш. рынок – это прежде всего защита гос-вом конкуренции, он создает условия для новой разновидности конкуренции, сочет. в себе одновременно монополии и возможность конкурентной борьбы в относит. равных условиях для всех участников рыночной экономики.

Несовершенная конкуренция-это ситуация на рынке, когда кто-то из продавцов или покупателей имеет влияние на цены.Существ. 3 модели несовершенной конкуренции:

- чистая (абсолютная монополия);

- олигополия;

- монополистическая конкуренция;

Чистая монополия –это ситуация на рынке одного продавца.

Усл. существования чистой монополии:

1. Товар уникальный, которому нет заменителя.

2. Высокие барьеры для вхождения в отрасль:

3. Установление цен.

Олигополия –это ситуация на рынке, когда несколько крупных производителей контролируют рынок.Условия существования олигополии:

1)немногочисленность производителей;

2)товар идентичный;

3)согласованность действий (проявляется в тайном или явном сговоре.)

Примером олигополии может служить авто рынок.

Монополистическая конкуренция. Условия существования:

1)большое кол-во продавцов и покупателей;

2)товар дифференцирован;

3)невозможность скоординированности действий на рынке;

4) между фирмами одной отрасли нет зависимости

Дифференциация товара проявл. в товарном знаке, марке,сервисных услугах, рекламе и др.

Ценовые и неценовые методы борьбы в конкуренции.

Ценовые методы характерны для рынков, на которых существует элементы рыночной власти. В условиях монополий и олигополий применяется метод ценовой дискриминации (продажа одного и того же товара разным потребителям и по разным ценам). Демпинг – сознательное снижение с целью разорения конкурента.

Ценовые методы включ. в себя все методы конкурентной борьбы, связанные со снижением издержек производства.

Неценовые методы борьбы: создание новых видов продукции, изменение полезных свойств продукции.

Различают добросовестные и недобросовестные(подделка торговых знаков) методы борьбы.





Подборка статей по вашей теме: