Смешанный рынок – это такое хоз-во, когда в кач-ве полноправного субъекта действует гос-во, регулирующее отношения между спросом и предложением. При этом возможны варианты:
1. Жестко контролируемый гос-вом рынок (квазирынок);
2. Мягко регулируемый гос-вом рынок.
Смеш. рынок – это прежде всего защита гос-вом конкуренции, он создает условия для новой разновидности конкуренции, сочет. в себе одновременно монополии и возможность конкурентной борьбы в относит. равных условиях для всех участников рыночной экономики.
Несовершенная конкуренция-это ситуация на рынке, когда кто-то из продавцов или покупателей имеет влияние на цены.Существ. 3 модели несовершенной конкуренции:
- чистая (абсолютная монополия);
- олигополия;
- монополистическая конкуренция;
Чистая монополия –это ситуация на рынке одного продавца.
Усл. существования чистой монополии:
1. Товар уникальный, которому нет заменителя.
2. Высокие барьеры для вхождения в отрасль:
3. Установление цен.
Олигополия –это ситуация на рынке, когда несколько крупных производителей контролируют рынок.Условия существования олигополии:
1)немногочисленность производителей;
2)товар идентичный;
3)согласованность действий (проявляется в тайном или явном сговоре.)
Примером олигополии может служить авто рынок.
Монополистическая конкуренция. Условия существования:
1)большое кол-во продавцов и покупателей;
2)товар дифференцирован;
3)невозможность скоординированности действий на рынке;
4) между фирмами одной отрасли нет зависимости
Дифференциация товара проявл. в товарном знаке, марке,сервисных услугах, рекламе и др.
Ценовые и неценовые методы борьбы в конкуренции.
Ценовые методы характерны для рынков, на которых существует элементы рыночной власти. В условиях монополий и олигополий применяется метод ценовой дискриминации (продажа одного и того же товара разным потребителям и по разным ценам). Демпинг – сознательное снижение с целью разорения конкурента.
Ценовые методы включ. в себя все методы конкурентной борьбы, связанные со снижением издержек производства.
Неценовые методы борьбы: создание новых видов продукции, изменение полезных свойств продукции.
Различают добросовестные и недобросовестные(подделка торговых знаков) методы борьбы.