Монопольный рынок и конкуренция. Необходимость гос. антимонопольного законодательства

Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Монополия – исключительное право гос-ва, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или гос-ву) на осуществление какой-либо хоз. деят.. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Чистая монополия – это ситуация на рынке одного продавца (1 покупатель – монопсония). Усл. существования чистой монополии:

1. Товар уникальный, которому нет заменителя.

2. Высокие барьеры для вхождения в отрасль:

1 барьер – эффект масштаба, т.е. возникновение масштаба производства связано с конкуренцией капитала и централизацией производства;

2 барьер – патенты, лицензии, авторские права;

3 барьер – собственность на источники ресурсов;

4 барьер – жесткие агрессивные действия по отношению к конкуренту.

3. Установление цен.

Ситуация абсолют. монополии встречается довольно редко, но монополизация экономики – явление вполне реальное и это связано с проблемами сговора, разделения рынков. Монополия бывает естественной, искусственной и государственной.

Естественная монополия – это ситуация на рынке, когда производство данной продукции несколькими продавцами менее эффективно, чем когда весь объем производства контролирует один продавец. Такая ситуация касается редких ресурсов или благ не имеющих заменителя. Для сохранения господства на рынке товаропроизводители образуют альянсы. Виды монополистических объединений:

- концерн – договор крупных предприятий об осуществлении совместного производства и реализации продукции;

- синдикат – это соглашение нескольких участников о совместной реализации продукции;

- трест – это объединение, в котором одна компания выступает главной, а остальные ее филиалами.

Искусственные монополии – возникают на основе концентрации и централизации капитала.

Государственная монополия – это форма организации общественного производства, когда единственным продавцом на рынке выступает гос-во.

Гос. монополия заключ. в следующем:

1. регулирование денежного обращения;

2. произ-во обществ. товаров и услуг;

3. произ-во соц. значимых товаров и услуг (хлеб, мясо);

4. произ-во неэластичных товаров (табак, алкоголь, наркотики в мед. целях).

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности пред­принимательских монополий. Политика демонополизации направлена на сниж. (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффект. проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещает со­глашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий..

В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулир. созд. новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действ. предприятий др. отраслей к произ-ву монополизир. видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осущ. такой политики явл. налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий.

Объектом регулирования является:

деятельность естественных монополий;

деятельность предпринимательских монополий;

ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффект. использ. рыночных механизмов в регулировании деятельности естеств. монополий, поэтому государственные органы управления опред. уровень цен и тарифов, а также осн. параметры, характериз. объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Регулир. деят. монополий, действ. на конкурентных рынках, не заменяет, а защищает конкурентный рыночный механизм. Законодательство РФ запрещает действие предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке, направленные на ограничение конкуренции.

Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов посредством установления твердых фиксированных (предельных) цен.

Цели антимонопольной деятельности в нашей стране:

насыщение рынка товарами и услугами - ликвидация дефицита:

развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. формирование рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией;

поддержка новых, и прежде всего негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: