Свободный стихийный рынок. Совершенная конкуренция

Свободный рынок характеризуется след. чертами:

1. Неогранич. число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2. Свободный доступ к любой хоз. деятельности всех членов общества;

3. Полная мобильность факторов производства, неогранич. свобода передвижения капитала;

4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (спросе, предложении);

5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок …);

6. Ни один участник своб. конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8. Отсутствует монополия (1 производитель), монопсония (1 покупатель) и гос. регулирование;

Преимущества своб. рынка:

- он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство (механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка);

- обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов;

- свободу выбора и действий рыночных субъектов;

- максимальное использование достижений НТР;

- способность к удовлетворению разнообразных потребителей (повышение кач-ва товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия);

Недостатки свободного рынка:

- рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения;

- механизм своб. конкуренции не обеспечивает экономику нужным кол-вом денег для развития произ-ва;

- деят. своб. конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окр. среды, наркомания, алкоголизм, загрязнение продуктов питания пестицидами);

- не создает стимулы для произ-ва товаров и услуг коллективного пользования (оборона, гос. управление, охрана природы и др.);

- реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средств для фундаментальных исследований в науке и технике;

- экономика, функционирующая на основе своб. рынка подвержена нестабильному развитию с соотв. рецессионными и инфляционными процессами;

- не распространяется на те виды деят., кот. не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука и т.д.), но необходимы обществу.

Совершенная конкуренция – это такая ситуация на рынке, когда ни продавцы, ни покупатели не могут влиять на цены.

Модель соверш. конк. требует соблюдения след. условий:

- большое кол-во продавцов и покупателей на рынке;

- товар однородный;

- свободный вход и выход с рынка (нет экономич., юридич., административных барьеров);

- свободный доступ к информации;

- свободный доступ к факторам производства.

Модель соверш. конк. явл. идеальной. Ее изучение необх. для хоз. практики с точки зрения определения первоочередных проблем, требующих решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: