Свободный рынок характеризуется след. чертами:
1. Неогранич. число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2. Свободный доступ к любой хоз. деятельности всех членов общества;
3. Полная мобильность факторов производства, неогранич. свобода передвижения капитала;
4. Наличие у каждого участника полной информации о рынке (спросе, предложении);
5. Полная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок …);
6. Ни один участник своб. конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8. Отсутствует монополия (1 производитель), монопсония (1 покупатель) и гос. регулирование;
Преимущества своб. рынка:
- он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство (механизм свободного рынка – это механизм заведомо бездефицитного рынка);
- обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов;
|
|
- свободу выбора и действий рыночных субъектов;
- максимальное использование достижений НТР;
- способность к удовлетворению разнообразных потребителей (повышение кач-ва товаров и услуг, относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия);
Недостатки свободного рынка:
- рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения;
- механизм своб. конкуренции не обеспечивает экономику нужным кол-вом денег для развития произ-ва;
- деят. своб. конкурентов часто приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окр. среды, наркомания, алкоголизм, загрязнение продуктов питания пестицидами);
- не создает стимулы для произ-ва товаров и услуг коллективного пользования (оборона, гос. управление, охрана природы и др.);
- реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средств для фундаментальных исследований в науке и технике;
- экономика, функционирующая на основе своб. рынка подвержена нестабильному развитию с соотв. рецессионными и инфляционными процессами;
- не распространяется на те виды деят., кот. не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здравоохранение, образование, наука и т.д.), но необходимы обществу.
Совершенная конкуренция – это такая ситуация на рынке, когда ни продавцы, ни покупатели не могут влиять на цены.
Модель соверш. конк. требует соблюдения след. условий:
- большое кол-во продавцов и покупателей на рынке;
- товар однородный;
- свободный вход и выход с рынка (нет экономич., юридич., административных барьеров);
- свободный доступ к информации;
- свободный доступ к факторам производства.
Модель соверш. конк. явл. идеальной. Ее изучение необх. для хоз. практики с точки зрения определения первоочередных проблем, требующих решения.