ЭК. Конкуренция в рыночной системе. Виды рынков и виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция

В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

Развитие конкуренции связано с:

- наличием частной собственности;

- свободного предпринимательства.

В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:

-простых товаропроизводителей;

-единоличных капиталов:

-монополий:

-национальных капиталов;

-интернациональных капиталов.

Функции конкуренции:

-выявление и установление рыночной стоимости товара:

-выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:

-регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Осн. эффекты конкуренции:

1. Конкуренция созд. усл. для использования достижений НТП;

2. Способствует введению инноваций;

3. Способствует рассеянию рыночной власти;

4. Способствует производству продукции с различными полезными свойствами и соотв. решает проблему дефицита.

Конкуренция бывает:

1. функциональная (конкуренция опред. товара);

2. видовая (по цене и кач-ву);

3. межфирменная (среди отдельных предприятий);

4. внутриотраслевая и межотраслевая;

5. совершенная и несовершенная.

совершенная и несовершенная.

Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг, соверш. за опред. период времени.

Классификация рынков:

Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

1)По эконом. назначению рынки бывают:- товаров и услуг; - средств производства; -рынок сырья ценных бумаг.

2) По степени ограничения конкуренции: - рынок чистой монополии; - совершенная калькуляция; - олигополия; - монополистические конкуренции.

3) По географическому положению: - локальный (местный); - региональный; - национальный; - мировой.

4) По отраслям: - рынок автомобилей; - зерна; -нефти; - земли.

5) По характеру продаж: - оптовый рынок; - розничный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: