Транспортная среда в Российском законодательстве

Правовое регулирование транспортной среды Российской Федерации осуществляется нормами следующих основных законодательных актах:

§ Федеральном законе О государственной границе РФ;

§ Земельном кодексе РФ

§ Водном кодексе РФ

§ Перечне внутренних водных путей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р

§ Положении об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 71

Кроме рассмотренных выше Закон О государственной границе РФ регулирует вопросы:

- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами (статья 9);

- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (статья 10);

- пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу (статья 11).

- въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне (статья17).

В Земельном кодексе РФ статья 90. «Земли транспорта» устанавливает, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли транспорта предназначены для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта, реконструкции, усовершенствования и развития сооружений, устройств и других объектов транспорта.

Порядок пользования землей, предоставленной предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, регулируется, как правило, нормами федерального законодательства и изданными на их основании подзаконными актами.

Размеры участков определяются по действующим нормам или типовым проектам строительства соответствующих объектов. Если же норм нет, а использовать типовые проекты невозможно (ввиду инженерно-технических, климатических и иных особенностей, специфики рельефа, а также самого объекта строительства), размеры определяются проектно-сметной документацией. Отвод осуществляется с учетом очередности освоения участков.

При проектировании, кроме соблюдения общего принципа - размещать объекты на непригодных для сельского хозяйства землях либо угодьях худшего качества, необходимо также выбирать оптимальные направления трасс, чтобы не создавать неудобства соседним хозяйствам.

Земли этой категории предоставляются, как правило, бессрочно. На территории поселений объекты транспорта размещаются только с согласия соответствующих местных администраций.

На период строительства, реконструкции или ремонта своих сооружений предприятия вправе получать участки во временное пользование. Порядок их возврата (рекультивация и т. д.) тот же, что и для предприятий промышленности. Временные участки могут передаваться другим предприятиям, учреждениям и организациям для устройства подъездных путей, проездов, погрузочно-разгрузочных площадок, складов и иных объектов с обязательным возмещением расходов по содержанию и улучшению таких участков.

Проекты строительства, реконструкции или ремонта объектов транспорта могут предусматривать необходимость защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным заносам. Размеры участков для этих нужд определяются нормами отвода земель для соответствующего вида транспорта. Предприятия обязаны бороться с вредителями полезных растений и сорняками в защитных лесонасаждениях, осуществлять противопожарные и иные мероприятия по уходу за ними.

Нормальная эксплуатация, а также безопасность объектов транспорта обеспечивается установлением охранных зон, размер и режим которых зависит от вида транспорта и определяется соответствующими нормами или проектно-технической документацией. Земли этих зон остаются у землевладельцев, но имеют особый режим, о котором их обязано письменно известить соответствующее транспортное предприятие.

В ст. 5 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" указано, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

К землям железнодорожного транспорта относятся также участки земель, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Охранные зоны железнодорожного транспорта включают: участки, необходимые для сохранности, прочности и устойчивости сооружений и устройств.

В зонах с особыми условиями землепользования запрещается: производить какие бы то ни было строительные, монтажные, горные и карьерные работы без письменного разрешения управления железной дороги; вырубать лес и нарушать растительный покров способами, которые могут привести к оползням, осыпям, селевым потокам, оврагам, возникновению подвижных песков, снежных заносов и лавин; сооружать линии связи, электросети, а также трубопроводы без согласования с Министерством путей сообщения.

К землям морского транспорта согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ относятся территории, занятые:

морскими портами (в том числе специализированными) с набережными, площадями, причалами, вокзалами, зданиями, сооружениями и устройствами, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами и предприятиями, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными постройками, жильем и соцкультбытом.

Предприятия морского транспорта могут предоставлять часть своих земель, а также акватории порта во временное пользование другим лицам для различных транспортных нужд.

Без согласования с администрацией на подходах к портам (каналам) и территории порта запрещается сооружать мостовые, кабельные и воздушные переходы, линии связи и электропередач, прокладывать трубопроводы, водозаборные и прочие объекты, а в зоне действия радионавигационных объектов - строить радиосистемы. Строительство, ремонт и реконструкция объектов других видов транспорта в акватории и на территории портов производятся в соответствии с общими правилами морских торговых и рыбных портов, утвержденными государственными органами морского флота и рыбного хозяйства.

К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:

- портами, пристанями, специализированными причалами, гаванями и затонами со всеми обеспечивающими сооружениями и устройствами;

- пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;

- судоходными каналами, судоходными и энергетическими сооружениями и служебно-техническими зданиями;

- берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;

- узлами связи, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, базами.

К охранным зонам помимо участков, общих для всех видов транспорта, относятся береговые полосы внутренних водных путей.

Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом, причем вне поселений (ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

На землях береговой полосы могут быть запрещены распашка земли, корчевка леса и другие работы. Строить в пределах береговой полосы можно только с разрешения соответствующей местной администрации и по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав. Организации, использующие эту полосу для хранения и сплотки древесины, обязаны очистить затопляемые участки до начала паводка.

Земельные участки под причалами, складами пароходств находятся в общем пользовании, если они не предоставлены определенным организациям на договорных или иных началах. Общими являются и пристани в поселениях по берегам судоходных путей - на них разгружаются суда и плоты. Устройство и содержание пристанских участков возлагаются на местные администрации.

Лица, использующие береговую полосу для проведения временных работ, после их окончания обязаны очистить береговую полосу и обустроить ее.

Установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Владельцы временных огней должны согласовать их установку с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и обеспечить ограждение таких огней со стороны судовых ходов.

Не допускается использовать береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность не совместима с обеспечением безопасности судоходства.

Проекты строительства или реконструкции хозяйственных и иных объектов, размещаемых на береговой полосе, подлежат обязательному согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Пользование водными участками для нужд рыболовства, в случае если такие участки используются для целей судоходства, допускается по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Право пользования береговой полосой, как указано в ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным и иным законодательством РФ.

Отвод земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, и выделение участков акватории внутренних водных путей, строительство на них каких-либо зданий, строений и сооружений осуществляются в порядке, установленном земельным и водным законодательством РФ, по согласованию с бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

Пользование береговой полосой в пределах внутренних водных путей на участках пограничных зон РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области пограничной службы.

Запрещается оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.

Земли автомобильного транспорта (включая дорожное хозяйство) заняты:

- автомобильными дорогами и непосредственно примыкающими к ним строениями и сооружениями (земляное полотно, мосты, сигнальное оборудование, служебно-технические здания), водоотводными, защитными и другими искусственными сооружениями, площадками для стоянки и мойки подвижного состава, защитными лесонасаждениями, сооружениями на съездах и пересечениях дорог и другими объектами дорожного хозяйства;

- сооружениями и устройствами энергетического, гаражного и бензораздаточного хозяйств, автостанциями и автовокзалами, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими зданиями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями общего пользования, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, контейнерами и прицепными площадками, служебными, жилыми, культурно-бытовыми и другими объектами, предназначенными обслуживать автомобильный транспорт.

Ширина полосы отвода земель для автомобильных дорог и режим ее использования зависят от их категории и определяются в порядке, устанавливаемом Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727.

На землях, примыкающих к полосам отвода автомобильных дорог, могут устанавливаться охранные зоны. К ним относятся: участки, необходимые для нормальной эксплуатации объектов и сооружений автомобильного транспорта; полосы, обеспечивающие безопасность движения; полосы, необходимые для установления взрывоопасных зон у каменных карьеров.

Помимо общих запретов в зонах, установленных вдоль автомобильных дорог I, II и III категории, запрещена сплошная вырубка леса. Декоративные лесопосадки вдоль трасс производятся только в пределах полосы отвода.

Земли воздушного транспорта заняты:

аэропортами, включая аэродромы, обособленные сооружения (объекты управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистные и другие сооружения), служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями;

вертолетными станциями, включая вертодромы, служебно-техническую территорию со всеми зданиями и сооружениями;

заводами гражданской авиации, аэродромами, вертодромами, гидроаэродромами и другими площадками для эксплуатации воздушных судов;

жилыми, служебными, культурно-бытовыми помещениями и другими объектами, предназначенными обслуживать воздушный транспорт.

К охранным зонам здесь относятся приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов.

В указанных зонах без согласования с соответствующими органами воздушного транспорта не могут находиться: здания, сооружения, линии связи, высоковольтные электропередачи, радио- и светотехнические, взрывоопасные и другие объекты, которые могут угрожать безопасности полетов.

Запрещается строительство:

в полосах воздушных подходов, а также в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома, определяющего его географическое местоположение;

объектов высотой 50 м относительно высоты аэродрома - в радиусе от 10 до 30 км от контрольной точки аэродрома;

радиотехнических и других объектов, могущих создать помехи радионавигации и связи аэродрома, аэропорта или радионавигационных устройств воздушных трасс;

карьеров с проведением взрывных работ;

промышленных предприятий с выбросом дымов и газов, сооружений водного хозяйства и др., ухудшающих видимость в районе аэродромов.

На расстоянии 15 км от аэродрома не должны концентрироваться пищевые отходы, строиться звероводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие скоплению птиц.

К землям трубопроводного транспорта относятся участки, занимаемые наземными (надземными) магистральными трубопроводами, а также выходящими на поверхность сооружениями подземных трубопроводов, включая:

- запорную арматуру, переходы через естественные и искусственные препятствия, узлы подключения насосных, компрессорных и распределительных станций, узлы пуска и приема очистных устройств, узлы учета нефти и замера расхода газа, конденсатосборники, устройства для ввода метанола;

- наземные установки энергоснабжения, связи, автоматики, телемеханики, электрохимической защиты трубопроводов от коррозии;

- противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

- емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;

- сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

- постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трасс трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

- головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, компрессорные и газораспределительные станции, станции (установки) охлаждения газа;

- станции подземного хранения газа;

- наливные и сливные эстакады и причалы;

- пункты подогрева нефти и нефтепродуктов.

Проектно-технической документацией устанавливаются размеры земельных участков для: предотвращения аварийного разлива нефти и других продуктов; сооружения отводных нагорных канав; охранных зон.

После завершения строительства трубопроводов временные участки возвращаются в надлежащем состоянии прежним владельцам.

Материалы о расположении и заглублении (исполнительная съемка) передаются местной администрации и наносятся на районные карты землепользований. Участки, где пролегают подземные трубопроводы, используются в соответствии с требованиями безопасности.

Предусматриваются охранные зоны:

- вдоль трасс трубопроводов - на расстоянии 50 м (на сельскохозяйственных землях - 25 м) от оси трубопровода с каждой стороны; вдоль трасс многониточных трубопроводов это расстояние отмерено от осей крайних трубопроводов;

- вокруг емкостей для хранения (разгазирования) конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов - на расстоянии 50 м от границ указанных объектов.

В охранных зонах трубопроводов без письменного согласия предприятий (организаций), их эксплуатирующих, нельзя:

- возводить любые постройки и сооружения;

- сажать деревья и кустарники, складировать корма, удобрения и материалы, скирдовать сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, заниматься рыбным промыслом, устраивать водопои, заготавливать лед;

- сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, устраивать коллективные сады и огороды;

- проводить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы;

- производить какие-либо работы, связанные с устройством скважин, шурфов и взятием проб грунта (кроме почвенных образцов);

- планировать (выравнивать) грунт, производить всякого рода горные, строительные, монтажные и взрывные работы.

Кроме того, предприятия, эксплуатирующие трубопроводы, должны знать о полевых работах (начало посевной и уборочной) в таких зонах.

Письменное согласие на взрывные работы выдается только после представления соответствующих материалов, предусмотренных правилами безопасности Госгортехнадзора России.

В охранных зонах запрещено:

- перемещать, засыпать и портить опознавательные и сигнальные знаки, контрольно-измерительные пункты;

- открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

- устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей;

- разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемого продукта;

- бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, проводить дноуглубительные и землечерпательные работы;

- разводить огонь и производить другие действия, угрожающие безопасности.

Водный кодекс РФ (с изменениями на 9 мая 2005 года) устанавливает режимы:

§ Внутренних морских вод (статья 14);

§ Территориального моря Российской Федерации (статья 15).

§ Береговой линия и прибрежной полосы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (статья 16).

§ Внутренних вод (статья 18)

§ Трансграничные (пограничные) водные объекты (статья 19).

§ Водных объектов общего пользования (статья 20);

§ Водных объектов особого пользования (статья 21).

Статья 142 Водного кодекса РФ «Использование водных объектов для транспорта и лесосплава» устанавливает, что: «поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования, за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование.

Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается. Организации, осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.

Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

Использование водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах, а также для взлета (посадки) воздушных судов осуществляется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: