Международно-правовой режим архипелага Шпицберген

Архипелаг Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане между 74° и 81° северной широты, 10° и 35° восточной дол­готы, омывается Баренцевым, Норвежским и Гренладским моря­ми. Почти 60% суши покрывают льды.

Современный международно-правовой статус архипелага оп­ределяется Договором о Шпицбергене, принятым на Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 г. Советская Россия в кон­ференции участия не принимала. В Договоре сказано, что США, Великобритания, Дания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция соглашаются признать на условиях, преду­смотренных Договором, полный и абсолютный суверенитет Нор­вегии над Шпицбергеном. 14 августа 1925 г. Норвегия официаль­но объявила Шпицберген частью норвежской территории. Одно­временно был принят Горный устав, регулирующий порядок ведения горных работ на архипелаге. Советское правительство 16 февраля 1924 г. признало суверенитет Норвегии над Шпицбер­геном. 27 февраля 1935 г. СССР присоединился к Договору о Шпицбергене. «В ожидании того, что признание Договариваю­щимися Державами Русского Правительства, — говорится в ст. 10 Договора, — позволит России присоединиться к настоящему До­говору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правилами, что и граждане, высоких Договаривающихся Сторон».

В Договоре закреплен принцип равных прав сторон. Так, в со­ответствии со ст. 2 суда и граждане всех договаривающихся сторон будут допущены на одинаковых основаниях к осуществлению пра­ва на рыбную ловлю и охоту на суше и в территориальных водах архипелага. Статья 3 гарантирует гражданам всех договариваю­щихся сторон одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты архипелага и право остановки в них. Они могут заниматься в них без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, вся­кими судоходными, промышленными, горными и торговыми опе­рациями на условиях полного равенства. Они будут допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходным, про­мышленным, горным и коммерческим делом и к его эксплуатации как на суше, так и в территориальных водах.

В апреле 1949 г. Норвегия вступила в НАТО и в результате ар­хипелаг был включен в зону его влияния. Об этом заявлено в по­становлении норвежского стортинга (парламента) от 19 января 1951 г. По этому поводу в ноте СССР от 15 октября 1951 г. указы­вается, что «Советское правительство считает необходимым отме­тить, что норвежское правительство передало острова Шпицбер­ген и Медвежий в компетенцию Главнокомандующего Северо-ат­лантического морского района. Это означает разрешение вооруженным силам Северо-атлантического союза, находящимся под американским командованием, проводить военные мероприя­тия в районе указанных островов по усмотрению этого командова­ния. Такие действия Правительства Норвегии находятся в явном противоречии с многосторонним Парижским договором о Шпиц­бергене от 9 февраля 1920 года»2.

На основании Договора 1920 г. Министерство гражданской авиации СССР и Министерство коммуникаций Норвегии 7 марта 1974 г. заключили Соглашение об использовании советскими воз­душными судами норвежского государственного гражданского аэ­родрома «Шпицберген, Лонгиер», согласно ст. 1 которого «гражданские воздушные суда, зарегистрированные в Советском Союзе, могут использовать аэродром "Шпицберген, Лонгиер" при поле­тах между территорией СССР и архипелагом Шпицберген, а также при полетах внутри архипелага».

Норвегия в 1976 г. установила 200-мильную экономическую зону, в том числе вокруг архипелага Шпицберген, что формально не согласуется со ст. 2 Договора. В 1977 г. принят королевский декрет относительно зоны охраны рыболовства вокруг Шпицбер­гена шириной в 200 миль. В соответствии с этим декретом Депар­тамент рыболовства ежегодно издает большое количество норма­тивных актов, которые ограничивают промысловые возможности российских рыбаков.

В 2002 г. Норвегия приняла Закон об охране окружающей сре­ды на Шпицбергене. Этот закон вводит строгие меры по охране среды, включая необходимость осторожного подхода, определяет разрешительный порядок осуществления хозяйственной деятель­ности на Шпицбергене, устанавливает платность пользования ре­сурсами и налог на загрязнение. Он устанавливает ограничения на передвижение транспорта по островам. Губернатор вправе изда­вать предписания по закрытию отдельных районов архипелага для транспорта. Многие положения закона весьма затрудняют хозяй­ственную деятельность и даже могут привести к ее ликвидации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: