Современное состояние морского транспорта и предпосылки для его развития в рамках общей Программы модернизации транспортной системы России

Существенные ошибки, допущенные в процессе реформирование российской экономики в последнее десятилетие XX века привело морской транспорт России в плачевное состояние.

В федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", принятой в 2001 году, констатируется:

«На морском транспорте продолжается сокращение общего числа судов и тоннажа, а также старение флота, зарегистрированного в российских национальных реестрах (около 60 процентов российского флота зарегистрировано под иностранными флагами, средний возраст судов под отечественным флагом достиг 19 лет);

- сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;

- специализация и оснащенность российских торговых портов не соответствуют сложившимся и перспективным структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, в результате чего около 30 процентов российских внешнеторговых грузов отправляется через иностранные порты;

- недостаточными темпами осуществляется обновление флота ледоколов, буксиров и спасательных судов, что снижает надежность транспортного обслуживания и создает проблемы обеспечения безопасности мореплавания».

Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в этих портах.

Наряду с совершенствованием перевозочного процесса, выполняемого по традиционной технологии, должны получить широкое применение новые прогрессивные технологии перевозок, использующие последние достижения науки и техники.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития морского транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и возможности его развития, поскольку от объемов перевозок зависят доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Удешевление и ускорение грузовых перевозок стимулируют расширение транспортно-экономических связей, а удешевление, ускорение и повышение качества пассажирского сообщения приводят к росту мобильности населения и улучшению условий его жизни.

Таким образом, развитие и модернизация морского транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, укрепляющими ее федерализм и территориальную целостность.

Роль морского транспорта еще более повышается в условиях глобализации мировой экономики, приводящей к значительному увеличению межгосударственных хозяйственных связей.

Наряду с изменением отношений собственности и формированием рынка транспортных услуг в годы реформ осуществлялось совершенствование системы управления морским транспортом и законодательно-правовой базы, регламентирующей его деятельность.

Однако эти меры в должной мере не улучшили ситуацию. Перевод морской транспортной отрасли на коммерческую основу и сокращение выделяемых ей государственных инвестиций существенно обострили проблемы развития отрасли.

Уменьшение доходов морских транспортных предприятий из-за резкого спада объемов перевозок при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния.

Развитие морского транспорта в последние годы осуществлялось в соответствии с целевой федеральной программой "Возрождение торгового флота России", однако эта программы, разработанная без должной увязки другими транспортными отраслями страны, ориентированная в основном на федеральный бюджет и не обеспеченная ресурсами, выполнялась с большим отставанием. К настоящему времени выполнение программ составляет менее 50 процентов.

Вследствие этого на морском транспорте накопилось много нерешенных проблем, которые могут стать тормозом в осуществлении социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Программой для морского транспорта предусматривается:

«улучшение материально-технической базы отрасли, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и внешней торговли, а также мировыми стандартами за счет обновления и пополнения морского торгового флота, атомного ледокольного флота, реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей в морских портах, развития систем, обеспечивающих навигационное обслуживание и безопасность судоходства, развития соответствующих учебных заведений;

- улучшение взаимодействия морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами;

- повышение эффективности механизма государственной поддержки и государственного регулирования работы и развития морского транспорта с целью реализации интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности предприятий;

- повышение доли российских морских портов в обеспечении переработки отечественных внешнеторговых грузов;

- повышение доли флота, суда которого плавают под российским флагом, в общем составе флота, контролируемого Россией;

- обеспечение перевозок отечественным флотом не менее 40 процентов российских внешнеторговых грузов.

Целевыми показателями подпрограммы морского транспорта предусматривается:

- увеличение доли российских внешнеторговых грузов, проходящих через отечественные порты до 95,2% в 2010 году против 70% в 2000 году;

- увеличить объем перевозок грузов флотом, контролируемым Россией со 125 до 147 млн. тонн

- уменьшить средний возраст судов флота морских пароходств с 18 до 13 лет.

Для достижения поставленных в подпрограмме целей планируется, в частности за 2006 – 2010 гг. Удвоить строительство и реконструкцию перегрузочных комплексов в морских портах по сравнению с 2005 годом;

В области развития морских портов важнейшей задачей является обеспечение перевалки российских внешнеторговых (в основном экспортных) грузов, переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на отечественные порты.

Для перевалки сырой нефти и нефтепродуктов на экспорт в Финском заливе начато строительство нового порта в районе г. Приморска. В Южном бассейне предусмотрено строительство глубоководных причалов для нефтегрузов в портах Новороссийск и Туапсе. На Дальнем Востоке намечено строительство нефтеперевалочных комплексов в портах Восточный и Де-Кастри.

В результате реализации этих мероприятий к 2010 году в морских портах будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы для сырой нефти и нефтепродуктов общей производственной мощностью 120 млн. тонн в год.

В портах Высоцк, Железный Рог и Восточный предусмотрено строительство перегрузочных комплексов для аммиака, метанола и сжиженного углеводородного газа суммарной мощностью 7 млн. тонн в год.

Намечается строительство перегрузочных комплексов для сухих грузов суммарной мощностью 142 млн. тонн в год, в том числе новых портов в районе Усть-Луги и на Черном море (место строительства уточняется).

Для навалочных грузов, главным образом угля и минеральных удобрений, а также импортного глинозема, запланировано строительство перегрузочных комплексов в портах Мурманск, Санкт-Петербург, Новороссийск, Темрюк, Восточный, Ванино общей производственной мощностью 40 млн. тонн в год.

Предусмотрено строительство комплексов для перевалки генеральных грузов в гг. Санкт-Петербурге, Калининграде, Новороссийске, Туапсе, Темрюке, Оле, Находке, Ванино, в том числе на паромах (Усть-Луга - Калининград - порты Германии, Кавказ - Поти), суммарная мощность которых составит 61 млн. тонн.

Подпрограмма предусматривает проведение неотложных работ в единственном российском пассажирском порту Сочи, в частности реконструкцию морского вокзала, являющегося памятником архитектуры, и строительство 2 и 3 очередей пункта пропуска пассажиров.

Общий объем инвестиций, направляемых на развитие морских портов, составляет 157,5 млрд. рублей, в том числе финансируемых за счет средств федерального бюджета - 1,2 млрд. рублей и из собственных и привлеченных средств - 156,3 млрд. рублей.

В области развития морского транспортного флота предусматриваются пополнение новыми современными судами и изменение его структуры в соответствии с географией перспективных грузопотоков. Предусмотрено строительство 249 судов суммарным дедвейтом 7,6 млн. тонн. В их состав входят танкеры, в том числе крупнотоннажные (дедвейтом 100, 120, 150 тыс. тонн), 73 судна суммарным дедвейтом 4 млн. тонн, 30 судов для навалочных грузов общим дедвейтом 0,9 млн. тонн, 14 комбинированных судов общим дедвейтом 1,3 млн. тонн, а также контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторные и универсальные суда, паромы. Часть судов будет иметь усиленный ледовый класс, предназначенный для выполнения арктических перевозок.

Инвестиции, направляемые на развитие транспортного флота, составляют 194,8 млрд. рублей. За счет средств федерального бюджета объем финансирования составит 0,9 млрд. рублей, за счет внебюджетных средств - 193,9 млрд. рублей. Кроме того, из средств федерального бюджета предусматривается субсидирование части процентной ставки по кредитам при строительстве морских транспортных судов на российских заводах в сумме 2,4 млрд. рублей.

Подпрограмма предусматривает строительство вспомогательного флота, в состав которого входят 14 дноуглубительных, 11 аварийно-спасательных, 11 служебно-вспомогательных, 10 природоохранных, 3 гидрографических, 1 учебное и 5 прочих судов.

Общий объем инвестиций, предусмотренных на эти цели, составит 12,9 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета и 11,2 млрд. рублей - за счет собственных и привлеченных средств. Кроме того, подпрограммой предусматривается выделение дотаций из федерального бюджета для финансирования убытков ледокольного и вспомогательного флота в размере 21,2 млрд. рублей.

Подпрограммой предусмотрено строительство объектов, обеспечивающих безопасность судоходства, тренажерных центров, учебных и лабораторных корпусов отраслевых учебных заведений.

В нее включены неотложные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности мореплавания, такие, как обустройство навигационных знаков, строительство станций морской дифференциальной подсистемы глобальной навигационной системы и станций Международной автоматизированной службы передачи на суда навигационной, гидрометеорологической информации и информации о бедствии на частоте 518 килогерц системы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

В подпрограмму включены также мероприятия по строительству в портах Архангельск, Мурманск, Новороссийск, Находка, Корсаков причалов, необходимых для стоянки и обслуживания буксиров-спасателей и спецсудов для ликвидации разливов нефти.

С целью создания условий для подготовки специалистов морского транспорта намечается укрепление материально-технической базы отраслевых учебных заведений, в том числе строительство и реконструкция учебно-лабораторных корпусов и общежитий Дальневосточной государственной морской академии, Сахалинского мореходного училища, а также водной станции берегового учебно-тренажерного центра Астраханского морского колледжа.

Инвестиции на эти цели составят 1,2 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,5 млрд. рублей и за счет собственных и привлеченных средств - 0,7 млрд. рублей.

Подпрограммой предусмотрено проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включающих исследования по вопросам совершенствования транспортной политики, анализа и прогноза рынка транспортных услуг на морском транспорте, развития транспортного и вспомогательного флота, портовой инфраструктуры, интеграции морского транспорта в логистические товаропроводящие системы и международные транспортные коридоры, обеспечения безопасности функционирования и снижения вредного воздействия на окружающую среду, совершенствования нормативно-правовой базы, информационного обеспечения реализации подпрограммы.

Объем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составит за период реализации подпрограммы 162 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 103,8 млн. рублей и собственных и привлеченных средств - 58,2 млн. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: