Собственность на судно

Судовладелец

Для того чтобы считаться судовладельцем, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании. Например, от своего имени судно эксплуатируется фрахтователем по договору тайм-чартер или бербоут-чартер. Весьма распространенной в настоящее время является передача судна в доверительное управление для его эксплуатации за вознаграждение в интересах собственника по договору доверительного управления (см. комментарий к ст.14). Одним из законных оснований является административный акт соответствующего государственного органа (Госкомимущества). Например, суда, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями - на праве оперативного управления.

2. В большинстве случаев, говоря о лице, эксплуатирующем судно, КТМ употребляет термин "судовладелец". Так, судовладелец обязан осуществить репатриацию члена экипажа (ст.58), он является стороной договора тайм-чартер (ст.198) или бербоут-чартер (ст.211), договора морского агентирования (ст.232), спасания (ст.338). Судовладелец несет ответственность при столкновении судов (ст.313), и его интересы защищаются при аресте судна (ст.393), заявлении о морском протесте (ст.394). Судовладелец имеет право ограничить свою ответственность по морским требованиям (ст.354).

Вместе с тем в определенных случаях КТМ прямо говорит о правах и обязанностях собственника судна. Согласно ст.20 собственник присваивает название судну и он же обязан осуществить подъем затонувшего судна (ст.109). Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью (ст.316) и в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ (ст.327) несет собственник судна. Он же имеет право ограничить свою ответственность за причиненный ущерб (ст.320, 331).

Субъекты права собственности на судно

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ). Это положение нашло свое отражение в ст.212 ГК, согласно которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п.2 ст.212 ГК); при этом права всех собственников защищаются равным образом (п.4 ст.212 ГК). Это же положение закреплено и в п.1 комментируемой статьи при определении субъектов права собственности на судно.

Суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц независимо от того, имеет ли гражданин российское гражданство и является ли юридическое лицо таковым по законодательству Российской Федерации. Это положение отвечает принципу равенства всех перед законом, содержащемуся в п.1 ст.19 Конституции РФ. Указанный принцип распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и означает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь те же имущественные и личные неимущественные права, что и российские граждане, т.е. пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами.

Вместе с тем законодательство России допускает исключения из этого правила: законом могут предусматриваться ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации. Так, в соответствии со ст.56 КТМ в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, но они не вправе занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Иностранные граждане и иностранные юридические лица могут приобретать суда на праве собственности, но не могут зарегистрировать приобретенное ими судно на свое имя в Государственном судовом реестре и, как следствие этого, приобрести право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, так как таким правом в соответствии со ст.15 КТМ обладают только граждане Российской Федерации и юридические лица по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.386 КТМ такое судно подлежит исключению из соответствующего реестра, а его покупателю выдается свидетельство об исключении судна из реестра, чтобы оно могло быть зарегистрировано в реестре другого государства.

Суда могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 и 214 ГК). Российская Федерация и ее субъекты в лице уполномоченных органов могут быть представлены в юридических лицах. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст.294 и 296 ГК).

В соответствии с п.2 ст.3 КТМ его правила не применяются к судам, находящимся в собственности государства и эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы, за исключением случаев, прямо предусмотренных в КТМ. Так, правила КТМ о регистрации судов и прав на них (ст.34), правила о столкновении (ст.310), правила об ограничении ответственности по морским требованиям (ст.366) распространяются и на суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей.

Суда могут находиться в собственности муниципальных образований, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст.125 и 215 ГК). Муниципальные образования в лице уполномоченных органов могут быть представлены в юридических лицах. Имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст.294 и 296 ГК).

Законом могут быть установлены особенности осуществления права собственности в зависимости от субъекта права собственности и введены ограничения права частной собственности по отношению к публичной в связи с публичным характером государственной и муниципальной собственности (п.3 ст.212 ГК). Так, суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, что соответствует ст.5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" от 20 октября 1995 г. (21 ноября 1995 г.) N 170-ФЗ с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 15 января 1997 г. (10 февраля 1997 г.) N 28-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4552; 1997. N 7. Ст.808), согласно которой ядерные установки, не имеющие оборонного назначения, находятся в федеральной собственности, если иное не установлено законом. В целях обеспечения безопасности при использовании атомной энергии (защиты отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности) среди объектов применения этого Закона названы суда и иные плавсредства с ядерными реакторами. Законом (глава VIII) предусмотрены также особые условия строительства и эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками: капитан и члены экипажа должны иметь специальную подготовку в области использования атомной энергии, а также разрешения, выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право эксплуатации таких судов (ст.40). Перечень портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы таких судов, в том числе и терпящих бедствие, определяется Правительством РФ. В ст.56 Закона предусмотрено обязательное наличие у эксплуатирующей организации финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием.

Права собственника судна

Права собственника определяются ст.209 ГК и реализуются посредством правомочий по владению (реальному обладанию судном), пользованию (извлечению пользы, выгоды) и распоряжению (продаже, дарению, передаче в доверительное управление) принадлежащим ему судном.

В соответствии с п.3 ст.212 ГК законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на судно, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится судно в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования. Согласно этой же статьи ГК могут быть определены виды имущества, находящегося только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации и абз.2 п.2 ст.1 ГК гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.2 ст.209 ГК собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие федеральному закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Право собственности на судно удостоверяется специальным документом - Свидетельством о праве собственности на судно, выдаваемым МАП в лице капитана порта при внесении судна в Государственный судовой реестр.

Передача судна в доверительное управление

Доверительное управление основывается на общих правилах гражданского законодательства России. Вопросам доверительного управления имуществом в ГК посвящена отдельная глава 53 (ст.1012-1026), предусматривающая новый способ осуществления собственником имущества его права распоряжаться имуществом и назвавшая среди объектов доверительного управления объекты, относящиеся к недвижимому имуществу. В связи с тем, что вопросы, связанные с доверительным управлением судном, регулируются общими правилами гражданского законодательства Российской Федерации, в КТМ доверительному управлению судном посвящена только одна статья - 14

Положения п.2 статьи 14 основываются на правилах п.2 ст.1017 ГК, в соответствии с которыми передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество. Регистрация морских судов в соответствии с п.2 ст.131 ГК является специальной регистрацией, осуществляемой по правилам КТМ. Доверительное управление подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге наряду с правом собственности и иными вещными правами на судно, а также ограничениями (обременениями) прав на него.

Несоблюдение требования о регистрации передачи судна в доверительное управление влечет недействительность договора (п.3 ст.1017 ГК). Имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна ему в управление названы среди основных сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу в соответствии с п.2 ст.39 КТМ.

В соответствии с правилами, установленными КТМ, к доверительному управляющему судном не может быть предъявлен иск о возмещении ущерба от загрязнения нефтью и иск о возмещении ущерба от загрязнения в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Такие иски могут быть предъявлены к собственнику судна и только в соответствии с правилами, установленными КТМ. Эти правила не затрагивают право регресса собственника судна к любому третьему лицу, в том числе к доверительному управляющему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: