Современное состояние внутреннего водного транспорта России и перспективы его развития

Внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

В области внутреннего водного транспорта России в целом завершился период резкого спада производственной деятельности, связанного с экономическим кризисом в стране. После 1998 года в отрасли наблюдается активизация хозяйственной деятельности. В настоящее время проблемы внутреннего водного транспорта определяются комплексом взаимосвязанных факторов, основными из которых являются следующие:

- состояние важнейших компонентов транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них;

- функционально-возрастная структура и техническое состояние флота как основного средства производства транспортных услуг;

- финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов;

- степень развития рынков грузовых и пассажирских перевозок.

Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. В европейской части России функционирует не имеющая аналогов Единая глубоководная система, включающая крупнейшие реки, их притоки и межбассейновые соединения.

Общая протяженность эксплуатируемых в России внутренних водных путей в течение последнего десятилетия была сохранена на уровне примерно 100 тыс. км, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования дноуглубительных работ гарантированные габариты судовых ходов уменьшились, ухудшилось навигационное обслуживание на внутренних водных путях. Протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов составляет в настоящее время 42 тыс. км, т. е. сократилась с 1990 года более чем на 37 процентов. На некоторых реках прекращено судоходство в меженный период и в темное время суток. В результате внутренние водные пути России используются с интенсивностью, не соответствующей их потенциальным возможностям. Доля грузов, перевозимых по этим путям, составляет примерно 4 процента общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортным комплексом страны, что значительно ниже, чем в ряде стран Европы (в Германии - 19 процентов, в Бельгии - 10 процентов). Характерная для России сезонность транспортного использования внутренних водных путей не в полной мере объясняет недостаточную реализацию их транспортного потенциала.

Большинство из действующих на внутренних водных путях России гидротехнических сооружений введены в эксплуатацию 50-70 и более лет назад. Ухудшение технического состояния гидротехнических сооружений, связанное с недостаточным для его поддержания объемом бюджетного финансирования и отсутствием действенных механизмов привлечения внебюджетных средств, привело в последние годы к снижению уровня безопасности при эксплуатации этих сооружений, росту риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются не только транспортными артериями. Они играют также важнейшую роль в решении таких хозяйственных задач, как водоснабжение, выработка электроэнергии, орошение, поддержание экологического равновесия, развитие туристического бизнеса.

Внутренние водные пути России закрыты для прохода судов под флагом иностранного государства. Все перевозки грузов и пассажиров осуществляются в настоящее время только судами под российским флагом. Поэтапное открытие внутренних водных путей для судов под флагом иностранного государства является одним из направлений политики Российской Федерации по углублению международной экономической интеграции, вхождению в ВТО и присоединению к договорам и соглашениям о свободном судоходстве.

Более 30 тыс. судов находится на учете в Российском Речном Регистре. Транспортный флот, являющийся главной составляющей основных фондов внутреннего водного транспорта, состоит примерно из 10 тыс. самоходных судов различного назначения (около 9 тыс. грузовых и 1 тыс. пассажирских и грузопассажирских судов). Средний возраст транспортных судов составляет 23,5 года.

Наблюдается дефицит современных судов, прежде всего химовозов, судов для перевозки большегрузных контейнеров, судов смешанного (река - море) плавания нового поколения, в том числе ледового класса, комфортабельных пассажирских судов.

В отрасли функционирует избыточное количество хозяйствующих субъектов, занятых перевозочной деятельностью. Подавляющее число мелких перевозчиков не в состоянии обеспечить эффективность, безопасность и качество перевозочной деятельности, соответствующие современным стандартам, а также не имеют предпосылок для устойчивого развития и не обладают возможностью аккумулировать собственные и привлеченные средства для обновления основных фондов, отличающихся высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости. Функционирование в отрасли большого числа перевозчиков, обладающих низкими показателями инвестиционной активности и кредитоспособности, создает угрозу дальнейшего сохранения устаревшей возрастной структуры основных фондов отрасли и дисбаланса между функциональной структурой флота и структурой платежеспособного спроса на услуги внутреннего водного транспорта.

На внутренних водных путях России функционируют 128 портов. Речные порты страны, построенные и оснащенные для обеспечения грузовых перевозок, обладают значительными резервами перегрузочных мощностей. Однако при наличии этих резервов большинство портов не соответствуют современным требованиям рынка по состоянию и составу перегрузочной техники, по развитию портовых терминальных комплексов. Износ перегрузочной техники в портах составляет около 50 процентов, в том числе средств малой механизации 80 процентов. Нехватка современных погрузочно-разгрузочных комплексов сдерживает развитие перевозок, прежде всего смешанных и контейнерных.

Грузовые перевозки - это основной вид деятельности системы внутреннего водного транспорта России. В течение 10-летнего переходного периода объем грузовых перевозок, осуществляемых внутренним водным транспортом, сократился более чем в 5 раз. Это явилось следствием сокращения доли внутреннего водного транспорта в первую очередь в перевозке строительных и лесных грузов.

Начиная с 1999 года объем грузовых перевозок растет. Общий объем грузов, перевезенных внутренним водным транспортом в 2002 году, составил около 116 млн. тонн. Возрос объем перевозок грузов в международном сообщении.

Объем пассажирских перевозок, осуществляемых судами внутреннего водного транспорта, увеличился до 30 млн. человек.

Наметившийся в отрасли рост хозяйственной деятельности в значительной мере обусловлен благоприятной конъюнктурой и не будет продолжительным и устойчивым, если не устранить следующие проблемы:

- недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений для улучшения условий судоходства как необходимого фактора повышения эффективности функционирования внутреннего водного транспорта;

- дефицит современных судов при избытке физически и морально устаревших судов;

- дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревших и малоэффективных перегрузочной техники и оборудования речных портов;

- низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли и недостаточный для кардинальной модернизации их основных фондов уровень инвестиций;

- недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация смешанного (интермодального) перевозочного процесса, что лишает внутренний водный транспорт существенной части грузовой базы. Задерживается создание новой логистической сети, состоящей из транспортных, перегрузочных, складских и торговых звеньев, которая должна заменить ликвидированную административно-плановую систему управления грузопотоками.

Указанные проблемы не позволяют в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны. В связи с перспективой открытия внутренних водных путей России и вовлечением экономики страны в процесс международной экономической интеграции эти проблемы резко ослабят позиции российских судоходных компаний в конкурентной борьбе с иностранными судовладельцами за обслуживание экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, проходящих по водным путям России.

Таким образом, анализ проблем внутреннего водного транспорта свидетельствует о том, что они имеют системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.

Распоряжением Правительство Российской Федерации от 3 июля 2003 года N 909-р был одобрен проект Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который определил основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта:

«Основной целью развития внутреннего водного транспорта является его превращение в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса страны. Необходимо обеспечивать полное удовлетворение требований к осуществлению государственных перевозок, а также решение оборонных, природоохранных и других задач.

Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:

- создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;

- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.

Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности отрасли являются:

1) улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:

- реконструкция внутренних водных путей и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;

- увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;

- создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;

- модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей;

- развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации;

- развитие инфраструктуры внутренних водных путей для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха;

- обеспечение развития внутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;

2) развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:

- проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;

- пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;

- ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;

3) реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:

- улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;

- модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;

- создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;

- строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;

- капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей;

- приоритетное развитие портов в полосе международных транспортных коридоров;

4) становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;

5) совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:

- реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;

- совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности;

6) расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;

7) обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность;

8) развитие страхования на внутреннем водном транспорте.

Решение задач развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.

На втором этапе (2006-2015 годы) предполагается завершить процесс институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, активно внедряться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.

Решение задач развития и реформирования внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.

Основной сферой деятельности государства в решении задач развития отрасли будут являться:

- сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;

- надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности;

- создание и совершенствование единых правил предпринимательской деятельности на внутреннем водном транспорте, контроль за их соблюдением;

- защита экономических интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;

- кадровое обеспечение отрасли;

- содействие повышению роли бизнеса в развитии внутреннего водного транспорта.

В Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848 отмечалось, что на внутреннем водном транспорте ряд судоходных гидротехнических сооружений, создающих потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф, находится в неудовлетворительном состоянии; структура речного флота не в полной мере отвечает потребностям обеспечения внутренних и внешнеторговых перевозок.

Программой намечается:

- улучшение материально-технической базы внутреннего водного транспорта, приведение ее в соответствие с требованиями развивающейся российской экономики и современными стандартами: обновление и пополнение транспортного флота внутреннего и смешанного (река-море) плавания, реконструкция существующих речных и устьевых портов;

- усиление взаимодействия внутреннего водного транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами;

- удвоение объемов перевозок грузов к 2010 году по сравнению с 2000 годом, а перевозок пассажиров увеличить на 22%.

Система программных мероприятий в части внутреннего водного транспорта включает:

Для обеспечения перспективных объемов перевозок грузов (в основном экспортно-импортных и транзитных), а также завоза грузов в удаленные и труднодоступные районы страны подпрограммой "Внутренний водный транспорт" предусматривается реализация соответствующих мероприятий.

В области развития речных портов предусматривается создание на базе 16 существующих портов, расположенных на водных путях единой глубоководной системы европейской части России, перегрузочных комплексов общей производственной мощностью 9,9 млн. тонн в год.

Для обеспечения перевозок внешнеторговых и транзитных грузов в укрупненных грузовых единицах (прежде всего в контейнерах международного стандарта) на направлениях международных транспортных коридоров и включения внутреннего водного транспорта в систему перевозок "от двери до двери", основанную на логистических принципах, предусматривается формирование сети контейнерных терминалов в гг.Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Казани, Перми, Самаре, Волгограде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Азове, а в Нижнем Новгороде - интегрированного водного, авто- и железнодорожного терминала с центром логистики.

Терминальные комплексы намечается создавать на базе уже созданных мощностей в устьевых и речных портах с использованием причального фронта, складских площадок, перегрузочной техники, портовой инфраструктуры, имеющихся подъездных автомобильных и железнодорожных путей. В состав проектов входит приобретение дополнительной новой перегрузочной техники, обустройство складских площадок, организация таможенных зон и др. В межнавигационный период терминалы будут задействованы для обслуживания перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

Предусматривается строительство новых причалов в Ейском порту, реконструкция портов Подпорожье и Усть-Донецк для обеспечения переработки грузов, перевозимых как в международном, так и во внутреннем сообщениях.

Кроме того, в подпрограмму включены мероприятия, предусматривающие реконструкцию прочих речных портов общей мощностью 3,5 млн. тонн в год.

Инвестиции на эти цели составят 4,8 млрд. рублей с финансированием за счет собственных средств.

В области развития речного флота предусматривается строительство 322 судов суммарной грузоподъемностью 1,03 млн. тонн, включая 159 судов смешанного (река-море) плавания общей грузоподъемностью 722 тыс. тонн, 30 судов, предназначенных для завоза грузов на Крайний Север общей грузоподъемностью 41 тыс. тонн, 97 судов - для внутрирегиональных перевозок общей грузоподъемностью 277 тыс. тонн, 36 буксиров-толкачей общей мощностью 19,4 тыс. л.с., а также 23 пассажирских судов вместимостью 1,3 тыс. мест. Подпрограмма предусматривает модернизацию 56 грузовых судов общей грузоподъемностью 229 тыс. тонн, 12 земснарядов производительностью 4800 м_3 /час и 10 туристских теплоходов вместимостью 1,8 тыс. мест.

Общий объем инвестиций составит 40,8 млрд. рублей за счет собственных средств. За счет средств федерального бюджета предусматривается субсидирование части процентной ставки по кредитам при строительстве судов смешанного (река-море) плавания на отечественных предприятиях в сумме 1,8 млрд. рублей.

В области развития учебных заведений речного транспорта в подпрограмму включены мероприятия, связанные с завершением строительства учебного корпуса Московской государственной академии водного транспорта с общим объемом финансирования в размере 29 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет осуществляться по следующим направлениям: прогнозирование развития речного транспорта (перевозок грузов и пассажиров, развитие флота, портов, промышленных предприятий), совершенствование координации с другими видами транспорта, разработка вопросов нормативно-технического обеспечения, повышения безопасности функционирования речного транспорта и охраны окружающей среды.

Объем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по подпрограмме составит 63,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 39,6 млн. рублей и привлеченных средств - 24,3 млн. рублей.

В данную подпрограмму включены мероприятия, обеспечивающие развитие внутренних водных путей для повышения их пропускной способности и безопасности судоходства. Одновременно эти мероприятия способствуют получению дешевой электроэнергии, мелиорации прилегающих сельскохозяйственных земель, водоснабжению городов и населенных пунктов, развитию рыбного хозяйства и т.д. Программные мероприятия сгруппированы в следующие основные разделы.

В области интеграции внутренних водных путей в инфраструктуру международного транспортного коридора "Север - Юг" предусматриваются мероприятия по приоритетным объектам, реализация которых позволит ликвидировать узкие места, резко снижающие эффективность и безопасность судоходства, а также повысить их пропускную способность. Они включают:

- реконструкцию трассы Ростов - Астрахань, на которой предусматривается строительство второй нитки Кочетовского шлюза, укрепление существующей камеры шлюза, реконструкция плотины гидроузла и проведение комплекса путевых работ на участке Нижнего Дона;

- улучшение условий судоходства по р.Волга на участке Нижний Новгород - Городец, для чего предусмотрено строительство в нижнем подходном канале Городецкого гидроузла третьей ступени двухниточного судоходного низконапорного шлюза, а также проведение комплекса путевых работ со строительством водостеснительных сооружений на приплотинном участке и дноуглублением лимитирующих судоходство перекатов на участке Балахна - Нижний Новгород;

- проведение предпроектных проработок по увеличению пропускной способности Волго-Балтийского водного пути.

Общий объем инвестиций по этому направлению деятельности составляет 3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,1 млрд. рублей и привлеченные средства - 2,9 млрд. рублей.

В области достижения стандартов безопасности судоходных гидротехнических сооружений и водных путей предусмотрено осуществление мероприятий по нескольким направлениям.

Первым является восстановление устойчивости напорного фронта и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений.

В подпрограмму включены мероприятия, при выборе которых использованы пообъектные перечни работ, составленные на основе данных первичных измерений и обследований. При этом учитывался состав транспортного флота увеличенной грузоподъемности в перспективе.

Подпрограммой предусмотрены мероприятия по проведению необходимых нормативных восстановительных работ на действующих гидротехнических сооружениях в отношении гидротехнической и строительной части, металлоконструкций и механического оборудования, электроснабжения и электрооборудования. Проведение таких работ предусматривается на объектах каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, гидротехнических сооружениях Волжского, Камского, Азово-Донского, Обского, Енисейского и Ленского бассейнов. Предусматриваются меры по поддержанию устойчивости напорных фронтов водохранилищ гидроузлов комплексного назначения и техническому перевооружению насосных станций Волго-Донского канала для обеспечения судоходства, орошения и водоснабжения. Для повышения безопасности, надежности и эффективности судоходства предусматривается поддержание гарантированных габаритов судового хода, а на лимитирующих участках - их увеличение. Важным мероприятием, особенно в современных условиях, является усиление охраны гидротехнических сооружений.

Общий объем инвестиций по данному направлению деятельности составляет 7,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1 млрд. рублей, привлеченные средства - 2,5 млрд. рублей.

Вторым направлением является обеспечение габаритов пути и безопасности судоходства, которое включает мероприятия по строительству и модернизации технического и экологического флота для замены физически и морально устаревших судов, а также мероприятия по созданию информационных систем.

Номенклатура флота принята исходя из потребности государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства для навигационного обслуживания и не включает ряд типов технического флота, не имеющих постоянной загрузки и не являющихся определяющими в обслуживании водных путей (буксиры, сухогрузные баржи, водолазные боты, судоподъемные средства (доки, кессоны) и др.).

Подпрограммой предусмотрено строительство 100 судов, в том числе 9 земснарядов, 64 самоходных судов, 27 судов экологического флота, а также проведение модернизации имеющегося флота для продления срока его службы.

Общий объем инвестиций на эти цели составляет 1,4 млрд. рублей с финансированием расходов из федерального бюджета в объеме 1 млрд. рублей и привлеченных средств - 0,4 млрд. рублей.

Другое направление - внедрение новых информационных технологий, создание и использование новых информационных систем:

- автоматизированных систем управления движением судов;

- автоматизированных информационных (идентификационных) станций;

- систем мониторинга местоположения судов (в том числе и смешанного плавания);

- систем спутниковой связи.

В подпрограмму включены замена воздушных линий связи на необслуживаемые радиорелейные линии, замена и развитие кабельных линий связи, развитие и модернизация соединительных линий, замена АТС, строительство и ремонт зданий узлов связи, модернизация диспетчерских пунктов и оперативно-технологической связи. При этом предусматривается переход от устаревших аналоговых систем связи к цифровым с внедрением микропроцессорной технологии.

Инвестиции на модернизацию систем связи составят 0,5 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,23 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 0,05 млрд. рублей, привлеченные средства - 0,22 млрд. рублей.

Работа на техническом флоте связана с повышенной опасностью, требует высокой профессиональной подготовки. В связи с условиями эксплуатации гидротехнических сооружений необходим кадровый состав, способный выполнять разнообразные работы, требующие разносторонних рабочих навыков, в том числе с оборудованием, представляющим повышенную опасность при эксплуатации.

Для научного сопровождения реализации подпрограммы в нее включены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусматривающие:

- развитие нормативно-правовой базы;

- исследование экономических аспектов функционирования бассейновых управлений;

- разработку мер по обеспечению безопасности судоходства, надежной эксплуатации гидротехнических сооружений, технического флота, средств навигационного оборудования судовых ходов, совершенствованию и развитию технологической связи, а также обеспечению экологической безопасности.

Объем затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составит за период реализации подпрограммы 100,3 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: