Характеристика и основные источники права международных автомобильных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа занимают особое место на международном рынке транспортных услуг. Несмотря на тот факт, что доля автомобильного транспорта по объему перевозимых в международном сообщении грузов равна 6% от объема перевозок всеми видами транспорта, по стоимости перевозимых грузов на автомобили приходится 20% от объема перевозок всеми видами транспорта (по России). В целом общий объем доходов от автотранспортных услуг в области международных перевозок оценивается в 4-5 млрд долл. США, из них на долю российских перевозчиков приходится около 800 млн. По экспертным оценкам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП России) с 1992 года объемы международных автотранспортных перевозок в нашей стране увеличились более чем в шесть раз. Экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов.

Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляется посредством норм национального законодательства и международных договоров. В России к числу национально-правовых актов в данной области можно отнести следующие документы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года N 12 в редакции от 10 июля 1998 года (СЗ РФ, 1998, N 28, ст.3367);

Федеральный закон от 24 июля 1998 года "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в редакции от 30 декабря 2001 года (СЗ РФ, 1998, N 31, ст.3805; 2002, N 1, ч.I, ст.2);

постановление Правительства РФ N 1272 от 31 октября 1998 года "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" в редакции от 8 мая 2002 года (СЗ РФ, 1998, N 45, ст.5521; 2002, N 20, ст.1859);

постановление Правительства РФ от 16 октября 2001 года N 730 "Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" в редакции от 3 октября 2002 года (СЗ РФ, 2001, N 43, ст.4109; 2002, N 41, ст.39);

постановление Правительства РФ от 10 июня 2002 года N 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" в редакции от 3 октября 2002 года (СЗ РФ, 2002, N 24, ст.2306; 2002, N 41, ст.3983);

приказ Министерства транспорта РФ от 30 сентября 1999 года N 73 "О порядке выдачи лицензий на перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 44);

приказ Министерства транспорта РФ от 13 мая 1997 года N 46 "Об утверждении порядка организации работы по обеспечению российских юридических и физических лиц (перевозчиков), осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении, иностранными разрешениями на эти перевозки" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 13).

Международные договоры как источники международного автомобильного права представлены широким спектром конвенций и соглашений, разработанных в рамках или под эгидой международных организаций, из которых наибольший вклад в развитие данной подотрасли международного транспортного права внесли УНИДРУА; Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) в лице своего Комитета по внутреннему транспорту (КВТ)*; Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) и Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). Система международных договоров в области автомобильного права включает следующие основные конвенции:

Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), вступившая в силу 2 июля 1961 года;

Женевский протокол 1978 года к КДПГ (ввел новую расчетную единицу для исчисления предела ответственности автоперевозчика - СДР вместо золотого франка);

Женевская конвенция УНИДРУА-ЕЭК ООН 1973 года о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП), вступившая в силу 12 апреля 1994 года;

Конвенция 1949 года о дорожном движении и Протокол 1949 года о дорожных знаках и сигналах в редакции 1968 года*;

Действующие в России Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 в ред. от 28 июня 2002 года, полностью соответствуют требованиям Конвенции и Протокола, обязательным для России в силу ее участия в этих документах (САПП РФ, 1993, N 47, ст.4531; СЗ РФ, 2002, N 27, ст.2693).

Конвенция 1975 года о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (с поправками Административного комитета Конвенции 2000 года) - Конвенция МДП, или Конвенция ТIR;

Европейское соглашение 1975 года о международных автомагистралях;

Конвенция 1956 года по временному ввозу автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей;

Конвенция 1956 года о налоговом обложении частных дорожных транспортных средств, используемых в международном движении;

Конвенция 1956 года о налоговом обложении дорожных транспортных средств, используемых для международной перевозки грузов;

Европейское соглашение 1970 года о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки;

Конвенция СНГ 1996 года о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа (КМАПП).

Конвенция была одобрена Координационным транспортным совещанием государств - членов СНГ, которое рекомендовало утвердить концепцию присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных грузовых и пассажирских перевозок, адресованную государствам - членам СНГ. Это было сделано в 1998 году. Концепция содержит рекомендацию о присоединении к 28 международным конвенциям и соглашениям в целях унификации нормативно-правовой базы автомобильных перевозок государств Содружества.

Надо отметить, приведен далеко не полный перечень документов, регулирующих различные аспекты международных автомобильных перевозок и дорожного движения. Все это лишний раз подчеркивает необходимость уделять пристальное внимание международному автомобильному праву как подотрасли международного транспортного права, а также его непосредственному влиянию на унификацию национально-правовых норм в данной области экономики. С этой целью остановимся подробнее на рассмотрении двух конвенций - КДПГ и КАПП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: