Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы социальной защиты и социального обеспечения к вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Данное означает, что помимо полномочий федеральных органов государственной власти, могут быть и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако если рассматривать обязательное социальное страхование как определенный вид сбора, то согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, федеральные налоги и сборы регулируются нормативными актами только на уровне федерального законодательства. На практике получается, что вопросы социального страхования регулируются только федеральным законодательством, в субъектах РФ социальным страхованием и его специализированными видами занимаются территориальные отделы фондов. Дополнительное социальное обеспечение и защита граждан могут устанавливаться и законодательными актами субъектов РФ за счет их собственных бюджетов.

Прежде чем охарактеризовать каждое из направлений деятельности или полномочий органа государственной власти, необходимо выяснить, какие федеральные органы в настоящее время занимаются государственным управлением в области обязательного социального страхования и отдельных его видов. Кроме того, ответ на данный вопрос напрямую связан с такими полномочиями, которые установлены в нормах закона, как:

1) установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

2) установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

3) утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

4) определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

5) управление системой обязательного социального страхования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно обеспечивает проведение единой государственной политики в области социального обеспечения. Президент Российской Федерации Указом от 9 марта 2004 года определил систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Этим указом был образован федеральный орган исполнительной власти – Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на которое были возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе, в сфере социального развития, пенсионного обеспечения и социального страхования. Этим же Указом Президента Российской Федерации координация деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство осуществляет функции по подготовке соответствующих предложений по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств, вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и об исполнении бюджетов указанных фондов. Фонды полномочны разрабатывать и принимать свои нормативные правовые акты в сфере социального развития, пенсионного обеспечения и социального страхования. Их акты, как и любые другие нормативные правовые акты, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что ни один из фондов не является органом государственной власти или его структурным подразделением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: