double arrow

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации

Законодательной основой установившей организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации является Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Он является системообразующим законодательным актом, обеспечивающим реализацию крупных преобразований в сфере пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Наряду с Конституцией Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах, федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами данный закон составляет целостную систему законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Законом установлено, что правоотношения связанные с обязательным пенсионным страхованием за счёт средств бюджета Пенсионного фонда, в том числе за счёт средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда из федерального бюджета, регулируются законодательством. Из этой нормы следует, что все правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием за счёт средств бюджета Пенсионного фонда и федерального бюджета регулируются исключительно федеральным законодательством, поскольку в соответствии со статьёй 16 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, вопросы управления которой в соответствии со статьёй 71 Конституции России отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено нормами Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что указанным законом определены порядок установления тарифа страховых взносов; установления круга страхователей, уплачивающих страховые взносы, а также порядок их регистрации в органах Пенсионного фонда; установления порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов; определения размера и порядка начисления пени; установления штрафных санкций за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании; определения порядка взыскания недоимки по страховым взносам и пеням.

Вместе с тем, закон содержит также отсылочные нормы, например круг страхователей и объекты обложения страховыми взносами и база начисления страховых взносов определены в соответствии с нормами соответствующих статей Налогового Кодекса.

Определение понятия "обязательное пенсионное страхование" дается в соответствии с определением понятия "обязательное социальное страхование", предусмотренного статьёй 1 Закона «Об основах обязательного социального страхования», с учетом того, что обязательное пенсионное страхование является более частной категорией по отношению ко всей системе обязательного социального страхования в целом. При этом предусматривается, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации - это система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации заработка, имевшегося у гражданина перед назначением ему обязательного страхового обеспечения, т.е. пенсии.

Обязательное пенсионное страхование является одним из видов обязательного социального страхования, поэтому к средствам обязательного пенсионного страхования следует относить ту часть средств обязательного социального страхования, которая предназначена непосредственно для обеспечения выполнения обязательств государства, связанных с выплатой именно трудовой пенсии (причем без учета ее базовой части), право на получение которой гражданин приобрел в результате своей трудовой деятельности, на протяжении которой осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный Фонд в соответствии со статьями 13 и 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом предназначенным для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. При этом бюджет ПФР является бюджетом первого уровня бюджетной системы РФ наряду с федеральным бюджетом.

Одновременно с этим необходимо учитывать, что в состав бюджета ПФР включаются не только средства собственно обязательного пенсионного страхования, но также и средства, так или иначе связанные с правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию. Сюда следует отнести ассигнования из федерального бюджета в бюджет ПФР на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии (которая практически не носит страхового характера, поскольку устанавливается в твердом размере, не зависящем от суммы уплаченных страховых взносов), на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащим и государственным служащим, которые не имеют отношения к обязательному пенсионному страхованию в рамках Закона об обязательном пенсионном страховании, а также на выплату социальных пенсий и пенсий.

Под обязательными платежами в Законе об обязательном пенсионном страховании понимаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Общеизвестно, что до 2001 г. страховые взносы в ПФР существовали автономно от налоговой системы и не входили в систему федеральных налогов и сборов. С 1 января 2001 г. вместо страховых взносов в ПФР, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования был введен единый социальный налог (взнос), предусмотренный главой 24 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и зачисляемый в соответствующие государственные внебюджетные фонды. При этом страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ были упразднены, а финансирование всех мероприятий, связанных с занятостью населения, переведено на федеральный бюджет.

Однако следует отметить, что подобный налоговый механизм формирования финансовых ресурсов может функционировать в рамках только распределительной солидарной пенсионной системы. Это связано с тем, что в соответствии со статьёй 8 Налогового Кодекса налог (в том числе и единый социальный налог) - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Ключевыми словами в данном определении являются слова "индивидуально безвозмездный". Применительно к пенсионной системе они означают, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фактически не будет идентичным или пропорциональным сумме взносов, уплаченных за него в пенсионную систему.

Вместе с тем одним из основных направлений пенсионной реформы в Российской Федерации стала персонификация платежа и введение так называемого накопительного элемента, т.е. установление такой модели формирования пенсионных прав граждан, при которой учитываются деньги, уплаченные за конкретное застрахованное лицо, т.е. персонально определенные деньги, предназначенные на выплату пенсии конкретному человеку.

Таким образом, введение накопительного элемента в качестве одной из составляющих новой пенсионной формулы потребовало внести изменения в законодательство Российской Федерации, регулирующее взимание платежей в ПФР, с тем, чтобы изменить характер и правовую природу платежа на обязательное пенсионное страхование и сделать его индивидуально возмездным.

Решение данной проблемы достигнуто путем выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога и из норм правового регулирования Налогового Кодекса в целом и осуществления их правового регулирования самостоятельным актом законодательства - Законом об обязательном пенсионном страховании.

Законом определяется круг субъектов обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. При этом в качестве субъектов обязательного пенсионного страхования указываются страхователи (т.е. лица, которые осуществляют уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), застрахованные лица (лица, за которых осуществляется уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), страховщик (орган, который осуществляет обязательное пенсионное страхование, т.е. учитывает поступающие средства на обязательное пенсионное страхование и осуществляет выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию), а также федеральные органы государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: