Образ жизни и строение группа кишечнополостных

1) медузы
2) коралловые полипы
А) обитание в толще морской воды
Б) обитание в полосе прибоя
В) образуют колонии
Г) не образуют колоний
Д) имеют известковый скелет
Е) не имеют известкового скелета
   
   
 
 
 
  31. Что служит пищевым ресурсом для клубеньковых бактерий?  
 
  1) органические вещества отмерших растений
  2) азот воздуха
  3) фосфорные удобрения
  4) органические вещества животных
 
  32. Полость тела, мантию и раковину имеют  
 
  1) Кишечнополостные
  2) Ракообразные
  3) Моллюски
  4) Членистоногие
 
  33. Древние пресмыкающиеся были лучше приспособлены к наземной среде, чем стегоцефалы благодаря  
 
  1) более высокой плодовитости
  2) лучшему развитию костного скелета
  3) более совершенной дыхательной системе
  4) трехкамерному сердцу
 
  34. Признак приспособленности птиц к полету –  
 
  1) появление четырехкамерного сердца
  2) роговые щитки на ногах
  3) наличие полых костей
  4) наличие копчиковой железы
 
  35. По каким признакам грибы можно отличить от животных?  
 
  1) питаются готовыми органическими веществами
  2) имеют клеточное строение
  3) растут в течение всей жизни
  4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов
  5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
  6) имеют ограниченный рост
 
       

36. Докажите, что корневище растений – видоизмененный побег.

37. Растения семейства крестоцветных имеют плод
  1) боб   2) коробочку   3) зерновку   4) стручок
38. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
 
НАСЕКОМЫЕ   ТИПЫ РАЗВИТИЯ
А) медоносная пчела
Б) майский жук
В) азиатская саранча
Г) капустная белянка
Д) обыкновенный комар
Е) зелёный кузнечик
 
1) с неполным превраще­нием
2) с полным превращением

39. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

40. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

41. Что представляет собой белый пушистый налёт, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?
  1) слоевище лишайника
  2) споры растения
  3) мицелий плесневого гриба
  4) колонию бактерий
42. Бактерии, грибы, растения, животные в системе органического мира рассматриваются как
  1) типы
  2) подцарства
  3) царства
  4) классы
43. Плод покрытосеменных образуется из
  1) семязачатков
  2) завязи пестика
  3) околоплодника
  4) пыльцевых зёрен
44. Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого он характерен.  
 
ПРИЗНАКИ ЖИВОТНЫХ   ТИПЫ ЖИВОТНЫХ
А) рост и развитие сопровождаются линькой
Б) членики тела примерно одинаковые, не образуют отделов
В) отделы тела отличаются по строению и размерам
Г) есть кожно-мускульный мешок
Д) дыхание с помощью трахей
Е) покровы плотные, состоят из хитина
 
1) Кольчатые черви
2) Членистоногие
  45. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства  
 
  1) розоцветных
  2) пасленовых
  3) крестоцветных
  4) бобовых
 
  46. Клеточное строение имеют  
 
  1) бактериофаги
  2) вирусы
  3) кристаллы
  4) бактерии
 
       
47. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве
  1) хрящевых и костных рыб
  2) ланцетника и рыб
  3) земноводных и рыб
  4) пресмыкающихся и рыб
48. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?
  1) представлена только одной клеткой
  2) выполняет функцию размножения
  3) разносится ветром на большое расстояние
  4) служит приспособлением к неблагоприятным условиям
49. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от
  1) корневого давления и испарения воды листьями
  2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам
  3) скорости роста и развития растения
  4) процесса деления и роста клеток корня
50. Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма.  
 
А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет
Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами
В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение
Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки – заростка
Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника
  51. Как бактерии переносят неблагоприятные условия?  
 
  1) образуют зиготу
  2) образуют споры
  3) продуцируют обилие гамет
  4) усиленно делятся
 
  52. Водоросли в теле лишайника обеспечивают  
 
  1) его органическими веществами и энергией
  2) гриб водой и минеральными веществами
  3) образование в теле лишайника гормонов
  4) его прикрепление к субстрату
 
  53. Какая особенность насекомых позволяет им приспосабливаться к изменяющимся условиям среды?  
 
  1) развитие с неполным превращением
  2) способность хорошо маскироваться
  3) быстрая смена поколений
  4) развитие с полным превращением
 
54. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.  
       
 
А) семейство Волчьи (Псовые)
Б) класс Млекопитающие
В) вид Обыкновенная лисица
Г) отряд Хищные
Д) тип Хордовые
Е) род Лисица
  55. Ланцетник относится к группе животных  
 
  1) беспозвоночных
  2) позвоночных
  3) бесчерепных
  4) мягкотелых
 
  56. В чем проявляется приспособленность плоских червей-паразитов к среде обитания?  
 
  1) плоская форма тела
  2) органы прикрепления – присоски
  3) замкнутая пищеварительная система
  4) паренхима между органами
 
       

57. Какие признаки характерны для моховидных растений?

58. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно
  1) размножение семенами
  2) автотрофное питание
  3) наличие вегетативных органов
  4) отсутствие цветка и плода
59. Запасающая ткань (эндосперм) у цветковых растений имеет набор хромосом –
  1) n   2) 2n   3) 3n   4) 4n
60. Чем отличаются высшие млекопитающие от сумчатых?
  1) развитием шерстного покрова
  2) продолжительностью внутриутробного развития
  3) выкармливанием потомства молоком
  4) внутренним оплодотворением
61. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани
  1) покровной
  2) механической
  3) фотосинтезирующей
  4) образовательной
62. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших –
  1) расположение клеток в два слоя
  2) наличие стрекательных клеток
  3) развитие организма из одной клетки
  4) внеклеточное пищеварение
63. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, – это
  1) паразиты
  2) симбионты
  3) консументы
  4) сапротрофы
64. Грибы в отличие от растений
  1) размножаются с помощью спор
  2) не имеют клеточного строения
  3) не способны к фотосинтезу
  4) имеют в клетке оформленное ядро
65. Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации?
  1) Кишечнополостные
  2) Плоские черви
  3) Кольчатые черви
  4) Круглые черви
66. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?
1) земноводных 2) пресмыкающихся 3) птиц 4) млекопитающих
67. Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного.  

А) поясничный

Б) грудной

В) хвостовой

Г) крестцовый

Д) шейный

68. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

69. У червей-паразитов со сменой хозяев половое размножение происходит в

1) организме основного хозяина

2) организме промежуточного хозяина

3) наземно-воздушной среде

4) почве и водной среде

70. Установите последовательность этапов пищевого рефлекса у окуня.

 
А) возникновение нервных импульсов в рецепторах органов зрения при появлении в поле зрения мелких рыб
Б) передача нервных импульсов по двигательным нервам к мышцам
В) стремительное движение к жертве и захват её
Г) передача нервных импульсов по зрительному нерву в центральную нервную систему
Д) анализ и синтез в центральной нервной системе сигналов, поступающих по чувствительным нервам
  71. Среди беспозвоночных животных наиболее сложное строение имеют  
 
  1) кольчатые черви
  2) членистоногие
  3) моллюски
  4) кишечнополостные
 
72. Установите последовательность расположения слоёв на распиле дерева, начиная с наружного.  
       
 
А) луб
Б) камбий
В) сердцевина
Г) древесина
Д) пробка
  73. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется  
 
  1) образованием большого количества пыльцы
  2) удлинением тычиночных нитей
  3) ранневесенним цветением
  4) наличием в цветках нектара, яркого венчика
 
       

74. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих – Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные – три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик – сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

75. Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для птиц, так как они
  1) расходуют много энергии во время полёта
  2) заселили наземно-воздушную среду обитания
  3) живут в разных природных зонах
  4) питаются растительной и животной пищей
76. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий
  1) геотропизм
  2) фототропизм
  3) гидротропизм
  4) хемотропизм
77. Высшие растения отличаются от низших
  1) расчленением тела на органы
  2) наличием таллома
  3) вегетативным размножением
  4) размножением спорами
78. Усложнение кольчатых червей по сравнению с плоскими проявляется в
  1) наличии двусторонней симметрии
  2) появлении полового размножения
  3) формировании кожно-мускульного мешка
  4) появлении кровеносной системы
79. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.  
 
ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ
А) оплодотворение внутреннее
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие
Г) размножение и развитие происходит на суше
Д) тонкая кожа, покрытая слизью
Е) яйца с большим запасом питательных веществ
 
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
  80. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав  
 
  1) споры   2) семени   3) почки   4) заростка
 
  81. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировались приспособления к перенесению неблагоприятных условий –  
 
  1) оцепенение
  2) запасание корма
  3) перемещение в теплые районы
  4) изменение окраски
 
  82. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных –  
 
  1) наличие шейного отдела позвоночника
  2) два круга кровообращения
  3) выкармливание детенышей молоком
  4) теплокровность и четырехкамерное сердце
 
83. Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.  
         
 
ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ   ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
А) выделяют в особое царство
Б) тело представляет собой слоевище
В) имеют плодовое тело
Г) по способу питания – автогетеротрофы
Д) вступают в симбиоз с корнями растений
Е) представляют симбиоз грибов и водорослей
 
1) грибы
2) лишайники
  84. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?  
 
  1) почвенная среда
  2) водная среда
  3) воздушная среда
  4) другой организм
 
       

85. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют “придонными фильтрами”.

86. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.
 
А) Редька
Б) Крестоцветные
В) Двудольные
Г) Редька дикая
Д) Покрытосеменные
  87. Микориза гриба представляет собой  
 
  1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела
  2) совокупность клеток выполняющих сходные функции
  3) сложные переплетения гифов между собой
  4) сожительство гриба и корней растений
 
88. Установите соответствие между особенностью кожи и классом позвоночных, для которого эта особенность характерна.  
         
 
ОСОБЕННОСТИ КОЖИ   КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ
А) обеспечивает всасывание воды
Б) защищает от высыхания
В) имеет роговую чешую
Г) содержит много желёз
Д) участвует в газообмене
 
1) Земноводные
2) Пресмыкающиеся
  89. Царство бактерий объединяет организмы, тело которых состоит из  
 
  1) одной клетки с оформленным ядром и многими органоидами
  2) одной или множества ядерных клеток, но без оболочки из клетчатки и хлоропластов
  3) одной или множества ядерных клеток, оболочкой из хитиноподобного вещества, но без хлоропластов
  4) одной безядерной клетки, не имеющей органоидов
 
  90. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют  
 
  1) одноклеточные водоросли
  2) вирусы
  3) одноклеточные животные
  4) бактерии
 
  91. К запасным питательным веществам у грибов относят  
 
  1) гликоген   2) белки   3) жиры   4) крахмал
 
  92. Змеи могут заглатывать добычу, во много раз превы­шающую диаметр их тела, благодаря  
 
  1) небольшому количеству зубов и объемному желудку
  2) уплощенной голове и широкой пасти
  3) подвижности челюстных костей
  4) большим размерам головы и тела
 
  93. Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства  
 
  1) грибов   2) бактерий   3) растений   4) животных
 
  94. Правильная схема классификации растений:  
 
  1) вид ® род ® семейство ® порядок ® класс ® отдел
  2) вид ® семейство ® порядок ® род ® класс ® отдел
  3) вид ® отдел ® класс ® порядок ® род ® семейство
  4) вид ® класс ® отдел ® порядок ® род ® семейство
 
  95. Большинство лилейных –  
 
  1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами
  2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
  3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой
  4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
 
  96. Папоротники, в отличие от покрытосеменных, не имеют  
 
  1) проводящей системы
  2) цветков и плодов
  3) хлоропластов в клетках
  4) эпидермиса с устьицами
 
  97. Заболевание картофеля вызывает гриб  
 
  1) головня   2) спорынья   3) фитофтора   4) трутовик
 
       

98. Каковы характерные признаки царства грибов?

99. Бактерии размножаются путём
  1) слияния половых клеток
  2) образования спор
  3) деления надвое
  4) митоза
100. Томаты, баклажаны относят к семейству
  1) крестоцветных
  2) розоцветных
  3) паслёновых
  4) бобовых
101. Растения семейства розоцветных имеют цветки
  1) напоминающие мотылька
  2) трёхчленного типа с простым околоцветником
  3) пятичленного типа с двойным околоцветником
  4) собранные в соцветие колос
102. Установите соответствие между животным и органом, с помощью которого оно дышит.  
 
ЖИВОТНЫЕ   ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
А) морская черепаха
Б) акула
В) зеркальный карп
Г) крокодил
Д) водяной уж
Е) прудовая лягушка
 
1) легкие
2) жабры
  103. Клубень и луковица – это  
 
  1) органы почвенного питания
  2) видоизменённые побеги
  3) генеративные органы
  4) зачаточные побеги
 
  104. Усложнение папоротников по сравнению с водорослями состоит в  
 
  1) наличии клеточного строения папоротников
  2) наличии в клетках папоротников хлоропластов
  3) появлении у папоротников тканей и органов
  4) возникновении фотосинтеза
 
  105. У собак, кошек и других млекопитающих  
 
  1) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
  2) сердце четырёхкамерное
  3) артериальная кровь не смешивается с венозной
  4) артериальная и венозная кровь разделены неполностью
  5) обмен веществ происходит интенсивно
  6) зубы не дифференцированы
 
  106. Лишайники – пример симбиоза  
 
  1) бактерий и вирусов
  2) вирусов и дрожжей
  3) грибов и водорослей
  4) бактерий и дрожжей
 
  107. Сердце головастика по строению напоминает сердце  
 
  1) рыбы
  2) моллюска
  3) пресмыкающегося
  4) взрослого земноводного
 
  108. Внутреннее оплодотворение характерно для  
 
  1) костных рыб
  2) бесхвостых земноводных
  3) хвостатых земноводных
  4) пресмыкающихся
 
  109. Среди хордовых животных наиболее высокий уровень организации имеют  
 
  1) костные рыбы
  2) пресмыкающиеся
  3) млекопитающие
  4) земноводные
 
  110. В процессе дыхания не используют кислород  
 
  1) дождевые черви и другие обитатели почвы
  2) личинки насекомых, обитающие под корой деревьев
  3) аскарида и другие черви-паразиты
  4) скаты и другие обитатели морских глубин
 
  111. Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления и роста клеток  
 
  1) древесины
  2) сердцевины
  3) покровной ткани
  4) образовательной ткани
 
  112. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они  
 
  1) совмещают в себе признаки растений и животных
  2) совмещают в себе признаки бактерий и животных
  3) симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли
  4) занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов
 
  113. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как у них  
 
  1) нет корней
  2) неветвящийся стебель с узкими листьями
  3) образуется много спор
  4) есть воздухоносные клетки
 
  114. Растения семейства лилейных можно узнать по  
 
  1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником
  2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
  3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ
  4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
  5) образованию плодов – ягода или коробочка
  6) образованию плодов – орех или стручок
 
  115. Усложнение в строении папоротников, по сравнению с мхами, состоит в появлении у них  
 
  1) стеблей   2) листьев   3) корней   4) ризоидов
 
  116. Картофель и перец относят к семейству  
 
  1) крестоцветных
  2) розоцветных
  3) паслёновых
  4) астровых
 
  117. Какие классы животных относят к типу хордовых?  
 
  1) Головоногие и Гидроидные
  2) Брюхоногие и Ракообразные
  3) Птицы и Млекопитающие
  4) Насекомые и Двустворчатые
 
  118. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо  
 
  1) удобрять солями калия
  2) рыхлить до полива и во время полива
  3) удобрять азотными солями
  4) рыхлить после полива
 
  119. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися состоит в  
 
  1) появлении правого и левого лёгких
  2) наличии трахеи и бронхов
  3) увеличении дыхательной поверхности лёгких
  4) наличии ноздрей и носовой полости
 
       

120. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

121. Установите соответствие между характерными признаками растений и их отделами.
 
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ   ОТДЕЛЫ
А) листостебельные растения, не имеющие корней
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему
В) некоторые растения содержат водоносные клет­ки, в которых запасается вода
Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограни­чен
Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)
Е) спорофит преобладает над гаметофитом
 
1) Моховидные
2) Папоротниковидны
  122. Почвенные бактерии гниения относят к группе  
 
  1) хемотрофов
  2) сапротрофов
  3) фототрофов
  4) симбионтов
 
       

123. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

124. В чём проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

125. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.
 
А) образование отделительного слоя на черешке
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
В) опадение листьев
Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
  126. Связи между органами в растительном организме свидетельствуют о  
 
  1) взаимодействии организма и среды
  2) происхождении растений от общего предка
  3) единстве растительного мира
  4) его целостности
 
       

127. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

128. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
  1) улучшению минерального питания растений
  2) повышению интенсивности фотосинтеза
  3) экономному расходованию воды
  4) улавливанию солнечного света
129. В симбиоз с деревьями вступают
  1) трутовики
  2) бактерии гниения
  3) плесневые грибы
  4) шляпочные грибы
130. Какие приспособления позволяют рыбам расходовать меньше энергии при передвижении в воде?
  1) жаберные крышки
  2) грудные плавники
  3) боковая линия и органы слуха
  4) форма тела и расположение чешуи
131. Укажите признак, характерный только для царства растений.
  1) имеют клеточное строение
  2) дышат, питаются, растут, размножаются
  3) имеют фотосинтезирующую ткань
  4) питаются готовыми органическими веществами
132. Какова роль бобовых растений в природе?
  1) служат продуктом питания для человека
  2) являются консументами в природном сообществе
  3) образуют нижний ярус в природном сообществе
  4) обогащают почву азотными солями
133. К типу моллюсков относят животных, имеющих
  1) вытянутое цилиндрическое тело, заострённое с обоих концов
  2) тело, разделённое на сходные членики
  3) хитиновый покров
  4) мягкое, нечленистое тело
134. В процессе дыхания растения поглощают
  1) водород
  2) азот
  3) кислород
  4) углекислый газ
135. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них
  1) одинаковые потребности в воде и освещении
  2) сходное строение побегов
  3) цветки имеют сходное строение
  4) стержневая корневая система
136. Сочные плоды можно рассматривать, как приспособление к
  1) запасанию органических веществ
  2) запасанию минеральных веществ
  3) распространению семян
  4) вегетативному размножению
137. Споры у цветковых растений, в отличие от спор бактерий, образуются в процессе
  1) адаптации к жизни в неблагоприятных условиях
  2) митоза гаплоидных клеток
  3) мейоза диплоидных клеток
  4) полового размножения
138. Установите последовательность этапов цикла развития печёночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца.  
 
А) выведение оплодотворённых яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу
Б) прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты
В) вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками
Г) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота
Д) внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме
Е) выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду
  139. Признаки, отличающие земноводных от других позвоночных, –  
 
  1) расчлененные конечности и дифференцированный позвоночник
  2) сердце с неполной перегородкой в желудочке
  3) голая слизистая кожа и наружное оплодотворение
  4) замкнутая система кровообращения и двухкамерное сердце
 
  140. Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение лета окучивать для  
 
  1) ускорения созревания плодов
  2) сокращения численности вредителей
  3) развития придаточных корней и столонов
  4) улучшения питания корней органическими веществами
 
  141. Трутовик, обитающий на берёзе,  
 
  1) улучшает азотное питание дерева
  2) разрушает ткани дерева, используя для питания органические вещества
  3) улучшает всасывание деревом воды и минеральных веществ из почвы
  4) обеспечивает дерево органическими веществами
 
  142. Сигналом, вызывающим наступление листопада у растений в умеренном климате, служит  
 
  1) понижение температуры воздуха
  2) сокращение длины светового дня
  3) уменьшение питательных веществ в почве
  4) образование пробкового слоя в черешке
 
  143. Выберите признаки, характерные для класса Однодольные  
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


  1) мочковатая корневая система
  2)

double arrow