Стадии производства по делам об административных правонарушениях 4 страница

а) защитник (если юридическая помощь оказывается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении);

б) представитель (если такая помощь оказывается потерпевшему).

И защитник, и представитель имеют одинаковый объем процессуальных прав.

В качестве защитника или представителя к участию производства по делу об административном правонарушении допускаются:

а) адвокаты, т. е. члены коллегий адвокатов, адвокатских бюро, работающие в том или ином адвокатском образовании;

б) иные лица (например, юрист, работающий в организации, индивидуальный предприниматель, оказывающий правовые услуги, юридическая фирма, оказывающая услуги гражданам и организациями).

Полномочия адвоката (в ходе производства по делу об административном правонарушении) подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия иного лица подтверждаются доверенностью, выданной в соответствии со ст. 185 ГК РФ.

ВС РФ разъяснил, что доверенность выдаваемая гражданином представителю, может быть заверена нотариусом, организацией, где он работает или учится, ТСЖ, ЖСК и иными органами, указанными в ст. 53 ГПК РФ. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или представит суду письменное заявление о привлечении представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой представитель должен быть допущен к участию в деле[191].

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в т. ч. запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в т. ч. в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в т. ч. с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ[192].

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Участники, способствующие процессу доказывания по делу об административном правонарушении.

Свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ).

Свидетелем является физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства административного правонарушения (время, место его совершения, лицо, его совершившее, способ совершения, последствие административного правонарушения и т. д.), подлежащие установлению в ходе производства по делу.

Законом определены следующие обязанности свидетеля:

1) должен явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, например свидетель вызван повесткой;

2) должен давать правдивые показания (т. е. свободно рассказать, сообщить все, что ему известно по делу, ответить на поставленные вопросы)

3) обязан удостоверить своей подписью в протоколе (например, если протокол ведет должностное лицо ОВД) правильность занесения своих показаний (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ);

Права свидетеля:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, своих близких родственников (под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За заведомо ложные показания свидетель несет административную ответственность, предусмотренную ст. 17.9 КоАП РФ.

Понятой (ст. 25.7 КоАП РФ).

В качестве понятого может быть привлечено вменяемое совершеннолетнее (т. е. старше 18 лет) лицо, не заинтересованные в исходе дела. В частности, ни родственники (например, потерпевшего), ни знакомые (например, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении), ни свидетели не могут быть привлечены в качестве понятых.

Понятой привлекается к участию в деле не всегда, а лишь в случаях, прямо предусмотренных в КоАП РФ. При этом должностное лицо (которое привлекает понятого) выносит определение.

Число понятых должно быть не менее двух. Привлекать одного понятого нельзя. Присутствие понятых обязательно в случаях, когда применяются меры обеспечения производства по дела об административном правонарушении (например, личный досмотр, досмотр транспортного средства). Понятой обязан удостоверить в протоколе (своей личной подписью) факт реально совершенных в его присутствии процессуальных действий (описание их, содержания и результатов). Отказ понятого от совершения удостоверительной подписи не допускается.

Об участии понятых в производстве по делу делается запись в протоколе (с указанием фамилии, имени, отчества понятых, их адресов, места и времени совершения процессуального действия, в проведении которого они участвовали).

Понятой вправе делать замечание по поводу совершаемых в его присутствии процессуальных действий. Если он выразил желание сделать такие замечания, должностное лицо обязано предоставить ему эту возможность. Замечания понятого в обязательном порядке заносятся в протокол (удостоверяются личной подписью понятого).

Закон предоставляет право судье, органу, должностному лицу при рассмотрении ими дел об административном правонарушении опросить понятого в качестве свидетеля (когда это необходимо для принятия правильного постановления по делу). В этом случае опрос производится с соблюдением правил ст. 25.6, а понятой несет все обязанности и имеет такие же права, какие ст. 25.6 КоАП РФ предусматривает в отношении «обычных» свидетелей.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.12 КоАП РФ)

Данные обстоятельства относятся к таким участникам производства по делу об административных правонарушениях, как защитник, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, и представитель.

Они императивно запрещают участие в качестве защитника (представителя) физических лиц, которые:

а) являются сотрудниками госорганов (в т. ч. и рядовыми, а не только должностными лицами), осуществляющими контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела (например, если лицо работает юристом в органе госэнергонадзора, а дело возбуждено по признакам административного правонарушения, предусмотренного в ст. 9.7–9.12, то такое лицо не может быть защитником по данному делу);

б) ранее выступали в качестве иных участников (например, понятых, специалистов) производства по данному делу.

Не могут быть привлечены к участию в производстве по делу об административных правонарушениях в качестве специалиста, переводчика, эксперта:

а) лица, которые состоят в родственных отношениях: с иными участниками производства по делу (перечислены в ч. 2 ст. 25.12); прокурором, а также судьей, должностным лицом, членом коллегиального органа, в производстве которых находится данное дело;

б) лица, которые ранее (т. е. на любой предшествующей стадии производства по делу) выступали в качестве иных (помимо эксперта, специалиста, переводчика) участников производства по данному делу. Так, лицо, которое было понятым при досмотре транспортного средства, не может быть назначено переводчиком при рассмотрении дела об этом же административном правонарушении;

в) лица, в отношении которых имеются любые основания считать их лично заинтересованными (прямо или косвенно) в исходе дела (например, близкий друг потерпевшего, кредитор лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении).

При наличии предусмотренных данных обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу (ст. 23.13 КоАП РФ).

Заявление об отводе участника производства по делу об административных правонарушениях:

а) подается в письменной форме и приобщается к материалам дела об административных правонарушениях. Кроме того, оно отражается в протоколе;

б) подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, на любой стадии этого производства (когда обнаружилось соответствующее обстоятельство) до вынесения постановления по делу;

в) может быть подано как самим участником производства по делу (самоотвод), так и другими участниками.

Судья, орган, должностное лицо обязаны рассмотреть заявление и удовлетворить его либо мотивированно отказать в удовлетворении. В любом случае судья, орган, должностное лицо выносит определение по данному вопросу, которое вручается участникам производства, а также приобщается к материалам дела.

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.15 КоАП РФ).

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в т. ч. индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения. Судья, орган, должностное лицо должны установить, имели ли место те или иные действия, бездействие, их последствия и другие обстоятельства, которые охватываются объективной стороной данного административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность. Необходимо определить конкретный субъект административного правонарушения, убедиться в том, что он отвечает признакам ст. 2.3, 2.8 (о возрасте и вменяемости), доказать, что именно он совершил административное правонарушение;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения. Выяснив, что именно данное лицо совершило административное правонарушение, следует также определить степень и форму его вины (т. е. умысел или неосторожность), цели, мотивы и иные побуждения лица, толкнувшие его к совершению административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ) и обстоятельства, отягчающие ее (ст. 4.3 КоАП РФ);

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. При этом следует учитывать, что фактический ущерб (например, уничтожение, повреждение имущества) характерен только для материальных составов административного правонарушения, в то время как большинство административных правонарушений имеют формальный состав, когда административная ответственность наступает за сам факт правонарушения;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (необходимо, в частности, выяснить, не действовало ли лицо в условиях крайней необходимости, в состоянии невменяемости и т. п. (ст. 2.7, 2.8 КоАП РФ));

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (например, одно или несколько административных правонарушений совершило лицо, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности и нужно ли направлять представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения).

Под доказательствами в административном процессе понимаются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетеля, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Анализируя приведенные положения закона, Д. Н. Бахрах формулирует пять признаков, которые присущи доказательству как административно-процессуальной категории.

1. Доказательство должно содержать не любые сведения, а фактические данные, которые могут быть использованы для установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Под фактическими данными понимаются сведения о явлениях, событиях, процессах реального мира, имевших место в действительности. Не относятся к таковым сведения, основанные на догадках, слухах, предположении.

2. Фактические данные должны быть получены соответствующими уполномоченными органами и должностными лицами. К ним закон относит судью, орган или должностное лицо, которые, во-первых, уполномочены законом заниматься данной деятельностью, а во-вторых, в производстве которых находится дело. Здесь, однако, следует иметь в виду, что доказательства данными субъектами могут быть получены не только лично, но и с помощью других должностных лиц соответствующих территориальных органов на основании их поручения либо запроса (ст. 26.9 КоАП РФ).

3. Любые фактические данные должны содержаться в источниках, предусмотренных КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 26.2 к ним относятся:

– протоколы об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные этим Кодексом, например, протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14) и иные документы;

– объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; показания потерпевшего, свидетелей; заключение эксперта; иные документы;

– показания специальных технических средств;

– вещественные доказательства.

Иные источники, в которых могут содержаться сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, не имеют юридического значения и не могут использоваться в административном процессе.

4. Любые фактические данные и их источники должны быть получены способами и в порядке, предусмотренном КоАП РФ[193].

КоАП РФ предусматривает исчерпывающий перечень способов получения фактических данных, а также перечень источников, в которых они могут содержаться. Использование иных способов и порядка получения будет означать, что доказательство получено с нарушением закона, в частности, требований, гарантирующих права и интересы граждан в административном процессе.

Под получением доказательств следует понимать деятельность судьи, органа либо должностного лица, осуществляемую способами и в порядке, установленном КоАП РФ, с целью собирания, закрепления и проверки фактических данных и их источников.

5. Фактические данные должны отвечать требованиям относимости и достоверности. Иными словами, во-первых, они должны находиться в существующей объективно связи с обстоятельствами, подлежащими установлению по делу. Это их свойство позволяет либо подтверждать, либо, напротив, опровергать обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу (ст. 26.1), а не обстоятельства, не имеющие к нему отношения. Во-вторых, фактические данные должны отражать те обстоятельства, которые имели место в действительности.

С учетом вида и характера фактических данных Б. В. Россинский классифицирует доказательства по различным основаниям.

1. По источнику происхождения доказательства делятся на личные, вещественные и документы.

Личными доказательствами являются объяснение правонарушителя, показания свидетелей и т. д., когда носитель соответствующей информации – физическое лицо.

Вещественные доказательства – это материальные объекты как носители информации. Которая относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела. Примером здесь могут служить орудие совершения правонарушения или непосредственный материальный объект правонарушения, фотоснимки, если они сделаны в процессе совершения правонарушения либо если факт обнаружения фотоснимков в данном месте или у данного лица имеет существенное значение для дела.

Документы – это материалы, которые содержат сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены акты ревизий, справки, ответы на запросы, письма, заявления, характеристики, фотоснимки, звуко-, кино-, видеозаписи, базы и банки данных, иная информация, содержащаяся на магнитных и оптических дискетах, магнитной ленте и других носителях.

2. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, все доказательства делятся на прямые и косвенные.

Прямые доказательства непосредственно, однозначно подтверждают или опровергают любое из обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу (например, акт медицинского освидетельствования водителя на состояние опьянения).

Косвенные доказательства обосновывают промежуточные факты, через связь которых может быть выявлено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания. Допустим, вскрытый факт постоянных неформальных контактов какого-либо лица с членами избирательной комиссии является косвенным доказательством его вмешательства в работу этой комиссии и может оказать помощь в доказывании совершения соответствующего правонарушения.

3. В зависимости от способа формирования доказательства могут быть первоначальными и производными.

Первоначальными доказательствами являются те, которые получены из первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем совершения другим лицом мелкого хулиганства).

К производным доказательствам относятся те, которые получены на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья, через «посредника» (например, свидетель слышал, как его сосед хвастался лицам, с которыми распивал водку в подъезде, что он вызвал милицию, сообщив, что в магазине установлено взрывное устройство, хотя этого на самом деле не было). Производные доказательства – это копии документов, слепки следов.

Доказательства бывают также обвинительные (изобличающие лицо или устанавливающие обстоятельства, отягчающие его вину) и оправдательные (опровергающие обвинение или устанавливающие смягчающе виду обстоятельства)[194].

КоАП РФ характеризует некоторые виды доказательств.

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ).

Из анализа статьи можно сделать следующие выводы.

Они посвящены таким видам доказательств, как объяснения (показания), данные на любой стадии производства по делу об административных правонарушениях:

а) лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1). Отказ от дачи объяснений не свидетельствует о том, что они виновны: принцип презумпции невиновности действует и в данном случае;

б) потерпевшего. О том, что потерпевший вправе давать любые объяснения по делу (ст. 25.2);

в) свидетелей. Они обязаны (в отличие от упомянутых выше лиц) давать объективные и полные показания обо всех известных им по делу обстоятельствах (за исключением случаев, прямо указанных в ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ). За дачу заведомо ложных показаний свидетель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.9).

Объяснения упомянутых выше участников производства по делу могут быть даны как в устной форме (в таком случае они заносятся в протокол), так и в письменной (в этом случае они приобщаются к материалам дела).

Они имеют императивный характер: судья, орган, должностное лицо не вправе по своему усмотрению устанавливать иное, в противном случае постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено (ст. 30.7).

Они предусматривают, что объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетеля отражаются судьей, органом, должностным лицом в протоколе:

а) об административном правонарушении (ст. 28.1–28.3, 28.5);

б) о применении мер обеспечения по делу (например, об административном задержании (ст. 27.4);

в) о рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.8).

Объяснения (показания) упомянутых в ч. 2 ст. 26.3 участников производства по делу записываются и приобщаются к материалам дела (лишь в случае, если это необходимо для правильного разрешения дела).

2. Документы (ст. 26.7 КоАП РФ). Документы – самостоятельный вид доказательств, которым присущи следующие признаки:

а) они содержат сведения, которые имеют значение для дела об административном правонарушении (например, если эти сведения изложены в документе);

б) иногда они удостоверяют наличие тех или иных сведений, фактов, обстоятельств, которые имеют значение для дела (например, удостоверяют наличие специальных прав;

в) документы обычно исходят от граждан и организаций, а также должностных лиц и госорганов.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные:

а) в письменной форме (либо в форме ксерокопий, слайдов, графической и т. п.);

б) с помощью фото-, кино-, видеосъемки и записи, аудиозаписи в памяти ЭВМ;

в) как на бумажных, так и на магнитных, электронных и т. п. видах носителей информации.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять:

· необходимые меры, которые обеспечат сохранность документов, т. е. они должны существовать в таком виде, в каком были получены судьей, органом, должностным лицом до разрешения дела по существу;

· решение об их дальнейшей судьбе (например, вернуть владельцам, передать в архив, уничтожить и т. п.) по окончании рассмотрения дела (о чем указывается в постановлении по делу.

В случаях, если документы обладают признаками, указанными в ст. 26.6 КоАП РФ, такие документы являются вещественными доказательствами.

3. Вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП РФ).

К ним относятся:

1) орудия совершения административного правонарушения (например, орудия незаконного лова рыбы, орудия незаконной охоты);

2) предметы административного правонарушения (например, похищенное виновным при совершении мелкого хищения).

По существу, самостоятельным видом вещественных доказательств являются и образцы товаров, иных предметов, взятых для проведения экспертизы, а в ряде случаев – документы.

Вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе.

Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательство до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

При этом необходимо учитывать правила Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче[195]. Функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, осуществляет Федеральное агентство по управления государственным имуществом[196].

4. Показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ).

Под данным средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ).

Экспертиза назначается на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, когда возникла необходимость использовать специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле.

Она назначается определением судьи, органа должностного лица. Это не означает, что участники производства по делу об административных правонарушениях не вправе ходатайствовать о назначении экспертизы: такое право у них есть.

Определение о назначении экспертизы передается учреждениям, которым поручено проведение экспертизы. При этом экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73 (в ред. от 6 декабря 2011 г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[197], другими нормативными актами, регулирующими порядок проведения экспертной деятельности[198].

Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

В определении указываются:

1) основания для назначения экспертизы;

2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза;

3) вопросы, поставленные перед экспертом;

4) перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: