double arrow

Стадии производства по делам об административных правонарушениях 3 страница

6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;

7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;

8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;

9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Следует учитывать, что на основании ч. 3 ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, поэтому вышестоящая судебная инстанция вправе отменить незаконное постановление о привлечении лица к административной ответственности и направить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении будет установлено, что судом были допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в т. ч., когда назначено наказание, не предусмотренное санкцией нормы КоАП РФ, неправильно применена ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ либо нарушена подсудность рассмотрения дела. Однако следует учитывать, что принцип «невозможности ухудшения положения лица по его же жалобе» не может быть нарушен[178].

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения в срок до 3-х суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное:

а) должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд;

б) коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Копии решений направляются лицам, указанным в ст. 30.8 КоАП РФ, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1–30.2, ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4–30.8 КоАП РФ.

Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ, в трехдневный срок после вынесения решения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке надзора лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, – прокурорам военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорам, Главному военному прокурору и их заместителям[179].

Вступившие в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста может быть обжаловано в порядке надзора должностным лицом, вынесшим постановление.

ВС РФ рассматривает в порядке надзора жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на указанное постановление. Данные постановление и решения рассматриваются ВС РФ в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих судов субъектов РФ или их заместителями[180].

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (представлений) пересматриваются в порядке надзора ВАС РФ[181].

Вступившие в законную силу постановления судьи гарнизонного военного суда по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов пересматриваются в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией ВС РФ[182].

В порядке надзора жалоба подается, протест приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать:

1) наименование суда, в который подается жалоба, приносится протест;

2) сведения о лице, подавшем жалобу, прокуроре, принесшем протест;

3) сведения о других участниках производства по делу об административном правонарушении;

4) указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

5) доводы лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, протесту;

7) подпись лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест.

К жалобе, протесту должны быть приложены:

1) копия постановления по делу об административном правонарушении;

2) копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены;

3) копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами;

4) копия жалобы, протеста, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в ст. 25.1–25.4, 25.11 КоАП РФ.

О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них.

В случае если жалоба подается, протест приносится с нарушением требований, предусмотренных ст. 30.14 и ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ, указанные жалоба, протест возвращаются лицу, подавшему жалобу, прокурору, принесшему протест.

По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Решение по жалобе, протесту выносится не позднее 2-х мес. со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении – не позднее 1 мес. со дня поступления дела в суд.

Повторные подача жалоб, принесение протестов в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, не допускаются.

Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.

По результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста, рассмотренных в порядке надзора, без удовлетворения;

2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение;

3) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

4) об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:

1) наименование суда надзорной инстанции;

2) номер дела, дата и место принятия постановления;

3) фамилия и инициалы судьи суда надзорной инстанции;

4) наименование лица, подавшего жалобу, прокурора, принесшего протест;

5) указание на обжалуемые, опротестуемые постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

6) краткое содержание обжалуемых, опротестуемых постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов;

7) доводы и требования, содержащиеся в жалобе, протесте;

8) возражения, содержащиеся в отзыве на жалобу, протест;

9) мотивы и основания для оставления без изменения, изменения или отмены в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов со ссылкой на статьи КоАП РФ и (или) закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

10) решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его принятия.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Во-первых, перечисленные данной статье обстоятельства изложены в исчерпывающим образом: судья, орган, должностное лицо не вправе рассматривать какие-либо иные обстоятельства в качестве аналогичных. Не могут быть установлены дополнительные обстоятельства подобного рода в других федеральных законах, а также в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Во-вторых, при наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое – подлежит прекращению, о чем судья, орган, должностное лицо выносит постановление с соблюдением правил ст. 28.9, 29.10.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются:

1) отсутствие события административного правонарушения, т. е. в реальности отсутствовали факты, действия (бездействие) и т. п., которым были бы присущи признаки такого явления, как административное правонарушение;

2) отсутствие состава административного правонарушения (объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны). Если отсутствует хотя бы один из этих элементов производство по делу исключается;

3) действие лица с состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Однако если административное правонарушение было совершено в состоянии необходимой обороны, то производство по делу об административном правонарушении исключается;

4) издание Государственной Думой акта об амнистии, когда этим актом устраняется возможность применения к лицу административного наказания;

5) отмена закона (например, статьи особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях), устанавливавшего административную ответственность. Речь идет о случаях, когда на момент начала производства (в ходе этого производства) по делу об административном правонарушении упомянутый закон был отменен;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);

7) наличие в отношении того же лица и по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления:

а) о назначении административного наказания, т. к. никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение (ст. 4.1 КоАП РФ);

б) прекращении производства по делу об административном правонарушении (пока оно не отменено, новое производство по делу начать невозможно);

в) возбуждении уголовного дела, лицо привлекается к уголовной ответственности по нормам;

8) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении[183].

Часть 2 ст. 24.5 устанавливает, что если военнослужащие, лица призванные на военные сборы, сотрудники ОВД, иные перечисленные в ч. 1 ст. 2.5 совершили административные правонарушения (за исключением перечисленных в ч. 2 ст. 2.5 правонарушений), то производство по делу об административном правонарушении (после выяснения всех обстоятельств совершения правонарушения) подлежит прекращению, а указанные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности. Однако данное положение не применяется, если такие лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Участниками производства по делу об административном правонарушении признаются лица, участвующие в деле и способные, выступая от своего имени, влиять на его исход, поскольку наделены определенной совокупностью процессуальных прав и обязанностей. Круг участников производства по делам об административных правонарушениях, а также их процессуальные права и обязанности оговорены в гл. 25 КоАП РФ. К ним относятся: физические и юридические лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законные представители, защитники и представители потерпевшего, свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики и прокурор. Не упомянуты в гл. 25 КоАП РФ, но, безусловно, относятся к субъектам производства также судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, перечень и компетенция которых регламентированы нормами разд. III КоАП РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в гл. 25 КоАП РФ, не являются, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей. Однако при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов[184].

Участников производства по делам об административных правонарушениях (гл. 25 КоАП РФ) можно подразделить на 2 группы: 1) участники, имеющие самостоятельный процессуальный интерес, – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители юридического лица, защитники и представитель; 2) участники, способствующие процессу доказывания по делу, – свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики[185].

Отдельно, как о своеобразном участнике производства, можно говорить о прокуроре, процессуальный статус которого закреплен ст. 25.11 КоАП РФ.

Участники, имеющие самостоятельный процессуальный интерес.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ).

Данное лицо вправе:

а) знакомиться со всеми материалами дела (читать их, делать выписки, снимать копии и т. п.);

б) давать объяснения на русском языке, а если он не владеет русским языком – на другом языке с учетом правил ст. 24.2 КоАП РФ;

в) представлять доказательства, в т. ч. письменные, вещественные, иные (ст. 26.2);

г) заявлять ходатайства в письменной форме и на любой стадии производства по делу об административном правонарушении (ст. 24.4);

д) заявлять отводы (например, судье, который рассматривает дело об административном правонарушении (ст. 25.12, 25.13);

е) пользоваться юридической помощью защитника, например адвоката (ст. 25.5);

ж) пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ (например, правом подавать жалобы (ст. 30.1, 30.2).

По общему правилу производство по делу об административном правонарушении осуществляется в присутствии лица, в отношении которого оно ведется.

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено лишь тогда, когда:

а) имеются достоверные данные, подтверждающие, что это лицо было надлежащим образом извещено (т. е. ему было своевременно вручено определение об этом (включая часы и минуты) и место рассмотрения дела)[186];

б) упомянутое лицо не подавало (либо от него не поступало) ходатайство об отложении рассмотрения дела или (хотя такое ходатайство своевременно и было заявлено) судья, орган, должностное лицо оставили ходатайство без удовлетворения (о чем выносится определение).

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено и в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ[187].

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие лица. Об этом также выносится определение и вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При его неявке судья, орган, должностное лицо вправе отложить рассмотрение дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.4).

В части 3 ст. 25.1 КоАП РФ определены случаи, когда присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно, если за данное правонарушение может быть назначены:

а) административный арест (ст. 3.9);

б) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10);

в) обязательные работы (ст. 3.13).

В этих случаях судья не вправе рассматривать дело без участия лиц, привлекаемых к административной ответственности. ВС РФ разъяснил, что присутствие лица, которому назначено наказание в виде административного ареста или выдворения, при рассмотрении его жалобы в вышестоящем суде не является обязательным, если это лицо извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения[188].

В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату [189], либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело, может быть удален с места, где рассматривается дело (например, из кабинета должностного лица), на время рассмотрения обстоятельств, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние. Например, если эти обстоятельства связаны с подробностями интимной стороны жизни его родителей). Об этом выносится определение.

Потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ).

Потерпевшим является:

1) физическое лицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель, должностное лицо (ст. 2.4, 2.5);

2) юридическое (независимо от того, является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим лицом и т. д.) (ст. 2.10);

3) лицо, которому причинен: физический вред (например, вред здоровью гражданина), моральный вред (он может быть причинен лишь физическому лицу, ст. 151, 1099, 1101 ГК), имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

Объем процессуальных прав потерпевшего практически такой же, как и у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника.

Правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее, есть и отличия:

а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

б) не установлено и случаев, когда присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном порядке;

в) потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля.

Законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ) осуществляют защиту прав и законных интересов:

а) несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

б) несовершеннолетнего потерпевшего;

в) лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию, лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.

К несовершеннолетним относятся лица, которым к моменту окончания административного правонарушения исполнилось 16 лет, но еще нет 18 (на момент производства по делу об административном правонарушении).

К законным представителям относятся:

1) родители несовершеннолетнего, в т. ч. усыновители. Не играет роли, состоят родители (к моменту начала производства по делу об административном правонарушении) в законном браке или нет, проживают совместно или нет и т. п.;

2) опекуны. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

3) попечители. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

Родственные связи законных представителей физического лица удостоверяются предусмотренными законом документами (например, представлением свидетельства о рождении, записями в паспортах родителей о детях, документов, выдаваемых органами ЗАГСа).

Полномочия опекунов и попечителей подтверждаются решениями судов, документами, выдаваемыми органами опеки.

Законные представители (упомянутые выше) имеют такие же процессуальные права и несут такие же процессуальные обязанности, что и представляемые ими физические лица.

Специфика правил ч. 3 ст. 25.3 состоит в том, что они:

· относятся лишь к такой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении;

· применяются, когда рассматривается дело об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте от 16 до 18 лет;

· дают право судье, органу, должностному лицу признать обязательным присутствие законного представителя упомянутого лица. Об этом судья, орган, должностное лицо выносят определение.

Законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ). Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются:

а) руководитель юридического лица (независимо от того, как он называется исходя из учредительных документов, например, генеральный директор ОАО, директор государственного унитарного предприятия, председатель производственного кооператива). Он действует без доверенности (предъявив, например, служебное удостоверение);

б) лицо, которое признано органом юридического лица исходя из норм закона (например, ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»[190], из норм ст. 71, 84 ГК РФ об органах хозяйственных товариществ и т. д.) либо учредительных документов (например, исходя из устава АО, договора о создании полного товарищества, типового устава казенного предприятия). Полномочия последних также подтверждаются документами, удостоверениями, которые подписаны руководителем и выданы всем лицам, входящим в коллегиальный исполнительный орган юридических лиц.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ).

Для оказания юридической помощи, т. е. для разъяснения законов, консультаций, для составления процессуальных документов, ведения дел, представительства) в ходе производства по делу об административном правонарушении может участвовать:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: