double arrow

Правила и сроки назначения

КоАП РФ предусматривает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные наказания имеют ряд отличительных признаков.

1. Административные наказания являются разновидностью мер административно-правового принуждения. Эти меры следует отграничивать от административно-предупредительных мер (проверка документов, использование транспорта и средств связи в служебных целях, государственный технический осмотр, предполетный и послеполетный досмотр пассажиров и багажа и др.); мер административного пресечения (запрещение эксплуатации транспортных средств, остановка транспортных средств, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия); мер административно-процессуального обеспечения (доставление и задержание граждан, изъятие вещей и документов, привод, временный запрет деятельности и др.).

Различие административных наказаний от иных мер административно-правового принуждения можно проводить по нормативной базе, которая лежит в основе их применения, органам (должностным лицам), их применяющим, процедуре применения указанных мер, применяемыми административно-процессуальными актами и сроками.

2. Перечень мер административной ответственности установлен КоАП РФ и является исчерпывающим. Так, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться 9 административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы (ст. 3.2 КоАП РФ).

3. Административные наказания применяются уполномоченным органом (должностным лицом) всегда после совершения административного правонарушения, когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя. К ним относятся: судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и территориальные органы (ст. 23.1–23.74 КоАП РФ).

Административные наказания также могут назначать уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ). Подобное многообразие численности субъектов административной юрисдикции обусловлено увеличением составов административных правонарушений. Так, Особенная часть КоАП РФ насчитывает более 520 статей, многие из которых включают по нескольку составов правонарушений.

4. Административные наказания носят карательный характер. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав нарушителя. За совершенное правонарушение делинквент либо лишается какого-то субъективного права (лишение права управления транспортным средством, права осуществлять охоту), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Административное наказание причиняет привлеченному к ответственности определенные неудобства, лишения. Оно необходимо для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция). Не являясь самоцелью, это необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушения.

5. Административные наказания назначаются за нарушение не только административного права, но и конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права. Об этом свидетельствует содержание глав Особенной части КоАП РФ: административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5); на институты государственной власти (гл. 17); на общественный порядок и общественную нравственность (гл. 20); административные правонарушения в области охраны собственности (гл. 7); связи и информации (гл. 13); предпринимательской деятельности (гл. 14); финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15) и др.

6. Качественные и количественные характеристики (пределы) административных наказаний четко ограничены КоАП РФ. Например, срок лишения специального права не может быть менее 1 мес. и более 3-х лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ); дисквалификация устанавливается на срок от 6 мес. до 3-х лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ); административный арест назначается на срок до 15 суток (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).

7. Назначение и исполнение административного наказания создают для правонарушителя состояние наказанности до истечения срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Административные наказания назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый имущественный ущерб или моральный вред, который они призваны компенсировать. Так, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного вреда одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба или о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).

9. Административные наказания назначаются в строго установленном административно-процессуальном порядке. Разд. IV и V КоАП РФ закрепляют стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31 и 32);

В части 1 ст. 3.1 КоАП РФ говорится, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов РФ и уважения к правопорядку (в отличие от прежнего КоАП РСФСР) напрямую не провозглашается в качестве самостоятельной цели наказания. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Система наказаний представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания[68].

Законодатель, принимая КоАП РФ, стремился создать набор мер наказания, который, по его мнению, позволил бы:

– учитывать различия противоправного поведения, личность нарушителя;

– выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

– обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

Таким образом, система наказаний должна отражать цели административно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

В ст. 3.2 КоАП РФ закреплены административные наказания, которые тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их, прежде всего, объединяет общая цель – защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Указанные наказания образуют систему видов наказаний, позволяющую суду, другим органам исполнительной власти на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на правонарушителя, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.

Свойства системы административных наказаний, так или иначе, на протяжении всей истории существования административного наказания раскрываются судебной практикой и осмысливаются административно-правовой наукой. Следует выделять общие свойства, присущие любой системе видов наказания, и особенные, или специфические свойства, присущие отдельным (национальным) системам видов наказания.

Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь нормативный, юридико-правовой, и ненормативный, социальный характер, т. е. отражать административно-правовые и социальные основания системы наказаний. Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в системе, выявляет их действительные связи. Вид наказания, чаще назначаемый на практике, очевидно, и занимает первенствующее положение в системе наказаний. Как сочетаются на практике основные и дополнительные виды наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие. Правда, при этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности системы наказаний. Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть социальный феномен, существующий реально. Можно стремиться совершенствовать судебную практику, но вначале ее нужно изучить.

В статье 3.2 КоАП РФ закреплены следующие виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

5) административный арест;

6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация;

8) административное приостановление деятельности;

9) обязательные работы;

10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Рассмотрим подробнее каждый из видов административных наказаний.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ).

Предупреждение – основное самостоятельное наказание, как правило, применяемое за незначительные правонарушения.

Предупреждение как меру административного наказания следует отличать от предупреждения как меры административно-предупредительной. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно также не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, представления, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания. Например, в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона «Об оружии» принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений в случае систематического (не менее 2-х раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими оборот оружия, должно предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим их[69]. В предупреждении указываются статьи Федерального закона «Об оружии», пункты Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ[70], Инструкции о работе ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему[71] и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 238-ФЗ органам федеральной службы безопасности предоставлено право вносить представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, а также объявлять официальные предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности[72].

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности или его законному представителю.

Предупреждение – самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В этой связи некоторые авторы рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно, т. к. предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания.

Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. Это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). По своему содержанию предупреждение – это мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения, возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия (ст. 2.9 КоАП РФ).

В случае если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).

Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии этого постановления физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено (ст. 32.1 КоАП РФ).

Таким образом, предупреждение как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

– находит свое выражение в официальном порицании;

– может применяться как к физическому, так и юридическому лицу;

– налагается за совершение малозначительного административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности;

– применяется в качестве основного наказания; к предупреждению может быть присоединено дополнительное наказание, если таковое предусмотрено в санкции соответствующей нормы;

– лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года;

– предупреждение всегда выносится в письменной форме, что позволяет его отличать от устного замечания, которое применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение;

– согласно ст. 28.6 КоАП РФ, назначение административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения осуществляется в порядке упрощенного производства, т. е. без составления протокола.

Следует отметить, что предупреждение как мера административной ответственности в последнее время находит все большее применение. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 239-ФЗ предупреждение как административное наказание дополнительно включено в Особенную часть КоАП РФ 37 раз[73].

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 000 руб., в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 КоАП РФ, – 50 000 руб., а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25 Кодекса, – 300 000 руб.; для должностных лиц – 50 000 руб., в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 Кодекса, – 100 000 руб., а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, ч. 1–4 ст. 20.2, ст. 20.2.2, 20.18 Кодекса, – 600 000 руб.; для юридических лиц – 1 млн руб., а в случаях, предусмотренных ст. 14.40, 14.42 КоАП РФ, – 5 млн руб., в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.13, 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15 КоАП РФ, – 60 млн руб., или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;

4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;

5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетного учреждения (далее также – контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков или контракты);

6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных ст. 7.27 и 7.27.1 КоАП РФ, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, а в случае, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, – стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, или банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, за исключением случаев, когда штраф взимается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней с окончания срока уплаты штрафа судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Так, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Если выявлено административное правонарушение, предусмотренное гл. 12 КоАП РФ и зафиксированное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено это дело, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение 3-х дней со дня его вынесения.

Проанализировав юридическую природу административного штрафа, можно отметить следующее:

1) административный штраф отнесен к категории основных видов наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

2) как вид административного наказания он может быть установлен не только КоАП РФ, но также иным (отраслевым) федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (это следует из положений ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ);

3) представляя собой вид наказания денежного характера, он, как это следует из положений ст. 3.1 КоАП РФ, не несет в себе компенсационной функции, в отличие от штрафа гражданско-правового;

4) административный штраф исчисляется в относительно определенных единицах (в основном в рублях, либо, отчасти, кратен стоимости предмета административного правонарушения или иной относительно определенной сумме);

5) данное административное наказание применяется как в судебном, так и во внесудебном порядке;

6) в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ, взимание штрафа возможно в рамках упрощенного производства, когда протокол об административном правонарушении не составляется и последующие процессуальные действия не проводятся[74].

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – это принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).

Новый КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим Кодексом. Конфискация орудий совершения или предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 58 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

Расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

В ст. 3.7 КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, – собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве. Для привлечения к административному наказанию в виде конфискации орудия или предмета административного правонарушения достаточно совершения с ними действий от своего имени, независимо от того, находятся ли соответствующие орудия или предметы в собственности совершившего его лица, а также от того, установлено это лицо или нет[75].

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения необходимо учитывать, что за исключением случаев, определенных законом, указанный вид административного наказания не может быть применен судом при привлечении лица к административной ответственности, если в ходе рассмотрения дела судом на основании представленных доказательств установлено, что указанное лицо не является собственником вещей, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятых в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

При этом на основании ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ соответствующие вещи, если они не изъяты из оборота, подлежат возвращению законному владельцу (при его неустановлении передаются в собственность государства), а вещи, изъятые из оборота, – передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Кроме того, если вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения, не были изъяты в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и при этом установлено, что лицу, совершившему административное правонарушение, к моменту вынесения судом решения уже не принадлежат или уничтожены, указанный вид наказания также не может быть применен судом[76].

Не относится к конфискации изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, которые:

– подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

– изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискацию как меру административного наказания следует отличать от ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применение которой регламентировано ст. 27.10 КоАП РФ, и которая может применяться в т.ч. и для обеспечения возможной последующей конфискации, но как таковой арест товаров и др. перехода права собственности на имущество к государству не порождает и поэтому может применяться без судебного решения.

Конфискация, осуществляемая в административном порядке, отличается по своей правовой природе от конфискации имущества (денег, ценностей, иного имущества), полученных в результате совершения ряда преступлений, предусмотренных гл. 15.1 УК РФ, которая введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ[77].

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

С учетом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения назначается только судьей.

Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем, а постановление о конфискации оружия и боеприпасов – ОВД.

Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ или арестованы в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест.

Таким образом, конфискация как мера административного наказания характеризуется следующими чертами:

1) представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

2) носит имущественный характер и может применяться как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц;

3) может назначаться только в судебном порядке (ч. 1 ст. 3.6 КоАП РФ);

4) может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ);

5) осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом административного правонарушения;

6) может применяться как в отношении предметов, находящихся в собственности лица, к которому она применяется, так и не являющихся таковыми, в случае владения имуществом на иных законных основаниях (права пользования или доверительного управления);

7) распространяется только на имущество, находящееся в гражданском обороте, т. е. на то, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства (наследования или реорганизации юридического лица);

8) не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих в соответствии с Федеральным законом возвращению их законному собственнику (п. 1 ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ);

9) конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

В указанной статье не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части Кодекса предусмотрено лишение права на охоту; права на управление транспортным средством; трактором, самоходной машиной или другими видами техники; на управление судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном. Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права только в отношении права на охоту, права на управление транспортным средством и судном, в т. ч. маломерным.

Для управления транспортным средством необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение[78]. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок[79].

Лишение специального права устанавливается лишь за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Например, лишение права управления транспортным средствами может быть назначено за такие нарушения ПДД, как управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ); превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/час (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ); нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) и др.

Срок лишения специального права не может быть менее 1 мес. и более 3-х лет. Так, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2-х лет (ч. 1 и 2 ст. 12.8 КоАП РФ). Максимальный срок лишения управления транспортным средством на срок 3 года предусмотрен за повторное совершение вышеперечисленных правонарушений (ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ). Минимальный срок лишения права управления транспортным средством на срок от 1 до 3-х мес. предусмотрен за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ) и за управлением транспортным средством без государственных регистрационных знаков (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ). Всего лишение права управления транспортными средствами за нарушение ПДД предусмотрено в восьми статьях Кодекса. Нарушение правил охоты влечет лишение права осуществлять охоту на срок до 2-х лет (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ).

В ст. 3.8 КоАП РФ установлено, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

– управления транспортным средством в состоянии опьянения (ч. 1 и 3 ст. 12.8 КоАП РФ);

– уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ);

– оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ)[80].

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Постановление судьи о лишении специального права исполняют:

– должностные лица ОВД – о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники;

– должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники, – о лишении права управления тракторами, самоходными машинами и другими видами техники;

– должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в т. ч. маломерными), – о лишении права управления судном (в т. ч. маломерным);

– должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за связью, – о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;

– должностные лица органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенным к охотничьим ресурсам, и среды их обитания, – о лишении права осуществлять охоту.

Исполнение постановления о лишении права: а) управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия, соответственно, водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в т. ч. маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишены права управления всеми видами транспортных средств, судов (в т. ч. маломерных) и другой техники; б) на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств осуществляется путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; в) охоты осуществляется путем аннулирования охотничьего билета (ст. 32.6 КоАП РФ).

Лицо, лишенное специального права, должно сдать указанные документы в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в течение 3-х рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания.

Указанному лицу выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на 2 мес. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение 2-х мес., срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более 1 мес. при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.10 КоАП РФ).

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному административному наказанию (за исключенная временного разрешения на право управления транспортным средством), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.

Срок лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

Если лицо уклоняется от сдачи удостоверения (специального разрешения) или иных документов, то срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него удостоверения (специального разрешения) или иных документов.

Срок лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Давая юридическую характеристику данного вида административного наказания, можно отметить:

1) лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (ч. 1 ст. 33.8 КоАП РФ);

2) лишение специального права может назначаться только судьей (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ);

3) лишение специального права есть временное – от 1 мес. до 3-х лет – ограничение правосубъектности физического лица, совершившего административное правонарушение (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ);

4) лишение специального права распространяется на два вида специальных субъективных прав: право управления транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и пр.) и право охоты;

5) применение лишения специального права влечет за собой правовой запрет на занятие физическим лицом определенного рода деятельностью (для водителя-профессионала – запрет работать по специальности, для водителя-любителя – запрет управлять принадлежащим ему транспортным: средством, для охотника – запрет заниматься охотой);

6) лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом при нарушении установленных правил места ДТП, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ);

7) лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).

В настоящее время КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного ареста за совершение 20 видов административных правонарушений. Административный арест на срок до 15 суток предусмотрен за совершение следующих правонарушений: оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ); неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста и др.

До 30 суток административный арест назначается как альтернативное наказания штрафу за нарушение требований режима чрезвычайного положения[81] (за исключением нарушений правил комендантского часа) – ст. 20.5 КоАП РФ и воспрепятствование проведению контртеррористической операции (ч. 3 ст. 20.27 КоАП РФ). Административный арест за нарушение указанных требований может быть назначен как и гражданам, так и к должностным лицам.

Административный арест назначается за правонарушения, как правило, либо граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное их совершение, когда по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение других мер в санкции соответствующей статьи КоАП РФ будет признано правоприменителем явно недостаточным для достижения целей административного наказания, сформулированных в ст. 3.1 КоАП РФ.

Административный арест устанавливается и назначается судьей в исключительных случаях. Признак исключительности является оценочным. Судья обязан дать оценку всем обстоятельствам дела и, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных, прямо или косвенно связанных с административным правонарушением обстоятельств, решить вопрос о необходимости назначения виновному ареста в качестве кары за содеянное.

КоАП РФ устанавливает запреты на применение административного ареста к следующим категориям лиц: а) беременные женщины; б) женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет; в) лица, не достигшие 18 лет; г) инвалиды I и II группы; д) военнослужащие; е) граждане, призванные на военные сборы; ж) имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних, дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Применение административного ареста имеет ряд процессуальных особенностей.

1. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено в день получения протокола, а относительно лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 ч. с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

2. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо уже отбывает административный арест (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ).

3. Постановление об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, т. е. оно вступает в силу сразу в отличие от иных наказаний (ст. 32.8 КоАП РФ).

4. Срок административного ареста исчисляется сутками, начиная с того часа, когда виновный был взят под стражу. Если до вынесения постановления об аресте гражданин был подвергнут административному задержанию, то время задержания засчитывается в срок отбывания ареста (ст. 3.9 КоАП РФ).

Исполнение постановления об административном аресте возложено на ОВД. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке[82].

Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста[83].

Арестованные доставляются в специальный приемник ОВД, производившим их задержание.

Специальные приемники принимают граждан, подвергнутых административному аресту, круглосуточно при наличии:

– постановления о назначении административного ареста, заверенного подписью судьи и скрепленного гербовой печатью;

– документа, удостоверяющего личность арестованного.

Лицо, доставленное в специальный приемник, регистрируется в журнале, дактилоскопируется и фотографируется. На каждого арестованного заполняется учетная карточка.

В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред здоровью). Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.

Режим содержания включает раздельное содержание мужчин от женщин, курящих от некурящих. Отдельно содержатся иностранные граждане и лица без гражданства.

Во время содержания арестованным разрешается получать передачи. Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются МВД России.

Подводя итог сказанному, можно отметить характерные черты административного ареста:

1) административный арест является самым суровым административным наказанием, поэтому назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

2) административный арест назначается только судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ);

3) протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет за собой административный арест, передается судье немедленно после его составления (вынесения) (ч. 2 ст. 2,8.8 КоАП РФ);

4) административный арест заключается в содержании нарушителя под стражей в спецприемниках при ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту;

5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам ОВД, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

6) административный арест применяется только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

7) срок административного ареста исчисляется сутками (до 15 суток – за совершение правонарушения в обычных условиях и до 30 суток – за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции);

8) срок административного задержания, регламентированный ст. 27.3, 27.5, и 27.6 КоАП РФ, включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ).

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ (ч.1 ст. 3.10 КоАП РФ).

Указанное наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства[84]. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Ст. 3.10 КоАП РФ, устанавливающая возможность административного выдворения за пределы РФ, является статьей федерального закона, в соответствии с ней только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты такому административному наказанию, как выдворение за пределы РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ, выдан иностранному государству или выслан за пределы РФ[85].

Административное выдворение предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст.18.1); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ (ст. 18.8); незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст. 18.10); нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы РФ, оно закрепляется в качестве дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.

Административное выдворение за пределы РФ назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – пограничными органами. Административное выдворение они могут применять за правонарушения, предусмотренные ст. 18.11 КоАП РФ (нарушение режима Государственной границы РФ) и ст. 18.4 КоАП РФ (нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени пограничных органов, вправе лица, перечисленные в ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ.

Постановление об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется должностными лицами:

– пограничных органов – при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ) и нарушением режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 2 ст. 18.4 КоAП РФ);

– федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц – при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем его официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы РФ. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором РФ с этим государством).

В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы РФ, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы РФ иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию (ст. 27.6 КоАП РФ).

Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, – за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.

В случае если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы РФ являются расходными обязательствами РФ. Порядок расходования средств на указанные цели определяется постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. № 769[86].

Так, средства, выделяемые на мероприятия по административному выдворению, расходуются:

1) на приобретение проездных документов для иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего депортации либо административному выдворению;

2) содержание иностранного гражданина (лица без гражданства) в специально отведенном помещении ОВД или пограничной службы либо в специальном учреждении, создаваемом в порядке, устанавливаемом законом субъекта РФ;

3) оформление документов, необходимых для осуществления административного выдворения соответствующих лиц;

4) совершение иных действий, непосредственно связанных с административным выдворением.

Органы, осуществляющие административное выдворение, направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции[87].

Министерство иностранных РФ дел уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы РФ дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в РФ, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин[88].

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как административное наказание не следует путать с применяемым в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2002 г. «О чрезвычайном положении» выдворением лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой этот режим введен (п. «е» ст. 12)[89].

Решение о выдворении в данном случае вправе принимать комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, административно-юрисдикционный статут которого не определен КоАП РФ[90], что лишает его права назначения административных наказаний.

Административное выдворение как меру административного наказания не следует смешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами пограничных органов и связанной с официальной передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ (ст. 14 Закона РФ от 1993 г. № 4730-1 (в ред. от 30 декабря 2008 г.) «О Государственной границе Российской Федерации»).

Также нельзя отождествлять данное наказание с депортацией. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. (в ред. от 27 июля 2010 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина из России в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания). Это мера административного принуждения пресекательного характера. Депортация применяется при несоблюдении иностранным гражданином обязанности выехать за пределы РФ в трехдневный срок при сокращении срока проживания или временного пребывания в России, а также в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в пятнадцатидневный срок (ст. 31 Закона)[91].

Можно сделать вывод, что для административного выдворения характерно следующее:

1) административное выдворение может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;

2) целью данного наказания является предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц;

3) административное наказание назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ – должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10 КоАП РФ);

4) административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ;

5) иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено административное выдворение, въезд в РФ не разрешается в течение одного года со дня административного выдворения в принудительном порядке[92].

Дисквалификация

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 3.11 КоАП РФ).

Таким образом, субъектом административной ответственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: