(Примерное содержание текста рекомендаций)
«Формирование грамматически правильной речи дошкольников»
Формирование грамматического строя языка является частью общего речевого развития. В дошкольных учреждениях данная работа проводится по следующим направлениям:
морфология - умение изменять слова (все части речи: существительные, глаголы, прилагательные) по родам (жен., муж., сред.: девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло), числам (един., множ.: дом – дома, мак - маки), падежам (кот, кота, коту,…);
синтаксис - овладение предложениями разных типов: простыми(Весной распускаются почки на деревьях.) и сложными (Когда наступит лето, мы отправимся путешествовать. Мы любим детский сад, потому что в нём много друзей);
словообразование (знакомство с разными способами): с помощью суффиксов (учить - учит ель), приставок (шёл - пере шёл, за шёл), смешанным способом (пере лес ок), соединением двух основ (карие глаза – кар е глазый, розовые щёки - розов о щёкий).
Причины детских грамматических ошибок:
|
|
* сложность грамматической системы (особенно морфологии);
* наличие исключений из правил в русском языке;
* неблагоприятная речевая среда (ошибки в речи окружающих);
* педагогическая запущенность;
* особенности возраста (развитие внимания, памяти, мышления) и др.
Наиболее типичные грамматические ошибки дошкольников:
- изменение рода существительных («Д»: синяя платье, большой яблок);
- употребление несклоняемых существительных («Д»: на пальте, кофеем); - неправильные окончания имён существительных («Д»: книгов, матрёшков; в лесе, в носе);
- образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных («Д»: котёнки, свинёнки, ягнёнки);
- образование глагольных форм («Д»: ехай, положь, искай; махаю, плакаю);
- неправильная форма причастий («Д»: нарисоватая, слломатая. оборватая); - образование сравнительной степени прилагательных (поглубенее, молодее);
- склонение числительных («Д»: с двумями, двое домов, два ромашка);
- употребление предлогов в сложных предложениях («Д»: Как мы пришли с прогулки, было уже поздно).
В процессе исправления ошибок необходимо учитывать: - овладение грамматикой осуществляется на основе познавательного развития детей в разных видах деятельности;
- велика роль общения детей со взрослыми, грамотная речь которых является образцом для подражания;
- легче предупредить грамматические ошибки, чем исправлять их (следует во время чтения, в повседневной жизни обращать внимание детей на сложные грамматические формы, неоднократно повторять их);
- необходимо, заметив ошибку в речи ребёнка, не повторяя (!) её, тактично исправить, 2-3 раза назвать верный вариант, произнести его вместе с ребёнком, предложить повторить; - в младшем дошкольном возрасте взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание (ребёнок: ложков, чашков…; взрослый:«Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много лож ек и поставили много чаш ек»); старших дошкольников надо учить слышать ошибки, самостоятельно исправлять их («Ты неверно изменил слово…, подумай, как сказать правильно»);
|
|
- следует постепенно приучать детей оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи.
Приёмы формирования грамматически правильной речи:
- образец, объяснение, указание, сравнение, повторение, подсказка, привлечение детей к исправлению ошибки, напоминание верного варианта слова, игровая ситуация (игра с Незнайкой, другим игровым персонажем), вопросы подсказывающего и оценочного характера, создание проблемной ситуации (в старшем дошкольном возрасте: «Представьте, вы ожидаете гостей, отправляетесь в магазин и покупаете много…Конфеты вы положите в …, сахар в…, сухари в…, масло в…, варенье …?»).
Методика работы в разных возрастных группах: 1.М.М, Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., Академия, 1998г., гл.5,стр.180-206 2.А.Г.Арушанова Формирование грамматического строя речи. –М., Мозаика-Синтез,08г.* Далее – привести примеры грамматических ошибок детей данной группы, рекомендовать родителям игры и упражнения.
Приложение 33