Рекомендации по проведению лексических игр и упражнений

1) Игры по развитию лексики необходимо проводить с дошкольниками всех возрастов. 2) Полное описание каждой лексической игры включает указание цели игры, необходимого оборудования, содержания игры (по трём уровням сложности материала) с методическими пояснениями ведения игры, инструкциями взрослого и образцами ожидаемых от ребёнка ответов.

3) Низкий уровень сложности материала должен предполагать выполнение лексической задачи во внутренней (импрессивной) речи. При этом активизируется пассивный словарь дошкольников. При среднем уровне сложности материала игры ребёнок должен сначала воспроизвести слово (например, найти названную взрослым картинку), а затем назвать его самостоятельно. Высокий уровень сложности материала подразумевает самостоятельный поиск слова ребёнком без помощи взрослого.

4) При подборе материала определённого уровня сложности необходимо учитывать: - этап работы (ознакомление с новым словом, уточнение значения слова, закрепление изученного материала); - возрастные особенности детей; - уровень подготовленности детей, в частности их словарного запаса.

5) С детьми 2-ого и 3-его года жизни следует использовать методические приёмы и игры, нацеленные на усвоение наименование предметов, действий с ними, частей предметов, контрастных размеров предметов, некоторых цветов, форм, вкусовых и физических качеств объектов, находящихся в непосредственном окружении ребёнка.

6) В младшем и среднем дошкольном возрасте словарная работа должна проводиться с применением специальных приёмов, дидактических игр и упражнений с наглядным материалом. С 3-ёх лет следует использовать игры, развивающие у детей понимание слов обобщающего значения.В среднем дошкольном возрасте необходимо решать задачи по обучению детей активному употреблению обобщающих существительных (мебель, овощи, животные).

7) Детям в старшем дошкольном возрасте нужно чаще предлагать словесные упражнения и игры без опоры на наглядность, на материале синонимов и антонимов.

8) Лексические игры и упражнения следует проводить на занятиях и в повседневной жизни, в подгруппах из 3-4 детей или индивидуально.

ОБРАЗЦЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР:

1. Игры, способствующие расширению объёма словаря (СМ. сборник игр О.Ю.Филимоновой.- Развитие словаря дошкольника в играх. – С-Пб, «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2007. Стр.13-40)

- Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние (у машины - кабина, у птицы - клюв, у мотоцикла - руль, у пиджак - рукав и т.д.)- «Чудесный мешочек» - «Тематическое лото»

- «Чего не стало»

- «Угадай по описанию»

2. Игры, формирующие структуру значения слова ( стр. 40-43)

- «Геометрическое лото» (обогащение словаря наименованиями форм)

- «Сравни и разложи» (например, от холодного к горячему: лёд река душ костёр; картинки «Времена суток»: ночь вечер утро день; от тусклого к яркому: звезда луна салют солнце и т.д. – т.е. развитие денотативного аспекта значения слова)

- «Лексическое лото» (расширение объёма словаря за счёт наименований частей предметов: нитка бусины – бусы; манжеты рукава воротник – рубашка; палуба каюта якорь корма нос – корабль и т.д.)

3. Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета ( с.71-91)

- «Назови одним словом» (активизация слов с обобщающим значением – развитие понятийного компонента лексического значения слов). Например, белые круглые маленькие -?; прозрачная длинная острая -?)

- «Я знаю пять…» (развитие родовидовых отношений между словами)

- «Лишняя картинка», «Лишнее слово» (например, по цвету: небо цыплёнок лимон: по весу: вата кастрюля ваза; по вкусу; конфета картошка варенье)

- «Потому что…» (ребёнок заканчивает фразу, начатую взрослым, выбрав нужное по смыслу слово, и повторяет получившееся предложение. Например, Паша быстро починил стул, так как он умеет обращаться с…- животными инструментами продуктами)

4. Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля (стр.91-104)

- «Назови другим словом» (расширение словаря синонимов. Например, малое дитя – ребёнок, бросить мяч – кинуть, спешить домой – торопиться, длинный путь – дорога)

- «Скажи наоборот»(расширение словаря антонимов)

- «Закончи предложение» (расширение словаря антонимов. Ребёнок подбирает из трёх предложенных взрослым слов подходящее по смыслу к предложению. Например, «Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала…тёплая горячая холодная?)

- «Бывает-не бывает» (Взрослый произносит фразу, заключающую в себе ошибку. Ребёнок должен определить, какое слово в предложении использовано неверно. Например, Мы замёрзли у костра. Мой старший брат любит громко молчать.)

5. Игры, формирующие связи слов (стр.104-125) - Составление предложения с парой слов (снег-земля, почки-ветки, ручей-подснежник…) - Подбор названий действий к названию предмета - Подбор максимального количества слов к названию действия - Исправление ошибочности суждения (Иголка маленькая, а лопата тяжёлая.Лопата нужна в саду, а метла в огороде.)

ЛИТЕРАТУРА:

- Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. - М., ТЦ «Сфера», 2005

- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет. - М., ТЦ «Сфера», 2005

- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. - М., Центр педагогического образования, 2007

- Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. Ушаковой О.С. – М., ТЦ «Сфера», 2009 - Филимонова О.Ю. -Развитие словаря дошкольника в играх.- С-Пб, «ДЕСТВО-ПРЕСС», 2007, стр.13-40)

Приложение 30

Рекомендации по составлению плана-конспекта НОД по ознакомлению с окружающим и развитию словаря.

1. Планируя проведение данной работы, необходимо учитывать:

- особенности развития словаря детей в разных возрастных группах и соответствующие методы словарной работы (СМ. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., «Академия», 1998, Стр. 119). - имеющиеся у детей знания об окружающем предметном мире;

- интересы детей, в первую очередь, познавательный; - уровень сформированности речевых умений и навыков, объём лексического запаса.

2. Большой интерес представляет доступный по форме и содержанию занимательный материал детских энциклопедий, художественной литературы, интернет-ресурсов об истории возникновения предметов.

3. Изучение инновационных технологий ознакомления детей с предметным миром, например игровых, поможет подобрать в специальной методической литературе разнообразный игровой материал по данному вопросу. Новые для детей игры помогут закрепить и углубить знания о предметах, сделать процесс восприятия окружающих предметов более целенаправленным и интересным.

4. Узнать дополнительную информацию о предметах, а также обобщить имеющиеся знания детей можно на основе дидактического материала из серии «Окружающий мир» Светланы Вохринцевой («Музыкальные инструменты», «Бытовая техника», «Транспорт» и др.).

5.В ХОДЕ НОД предполагается: - появление игровых персонажей; - воображаемое отправление в путешествие; - использование компьютера или ноутбука с целью показа презентации по теме НОД; - проведение физминутки, например,

«На большой цветной ковёр села эскадрилья, (дети присели, машут руками-крыльями)

То поднимет, то опустит золотые крылья. (встали; движения рук вверх-вниз)

Мы летаем высоко, мы летаем низко, (встали на носочки, руки вверх; присели...)

Мы летаем далеко, мы летаем близко» (бег врассыпную; кто первый «прилетит» к

воспитателю)

6. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ «Что лишнее?», «Кто знает, пусть продолжает», «Найди ошибку», «Хорошо-плохо», «Кто быстрее назовёт больше слов», «Закончи предложение», «Узнай по описанию», «Лото», разрезные картинки и др.

7. ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ НОД - знакомство с занимательной литературой по теме; - закрепление знаний в процессе игр на основе дидактического материала из серии «Окружающий мир» (автор С.Вохринцева); -развивающие задания по мелкой моторике рук

*** Методика занятий – СМ. материал лекций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: