Примеры игр и упражнений для формирования фонематического слуха

- «Узнай по голосу» (узнавание детьми голосов сверстников)

- «Чья песенка?» (различение с закрытыми глазами голосов зверей и птиц) - «Найди игрушку» (нахождение по хлопкам детей спрятанной игрушки по типу «горячо-холодно»: хлопки громче – спрятанный предмет ближе и наоборот) - «Угадай, кто сказал» (чтение отрывков из сказки «Три медведя», отгадывание детьми голосов героев)

- «Эхо», «Испорченный телефон»

- «Найди ошибку» (определение ошибки-шутки в небылицах)

- «Какое слово отличается?» (из 4-ёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, необходимо назвать то, которое отличается от других: канава-канава- какао -канава, ком-ком- кот -ком, утёнок-утёнок-утёнок- котёнок, будка -буква- будка-будка, винт-винт- бинт -винт, минута- монета -минута-минута, буфет- букет -буфет-буфет, билет- балет -билет-билет,дудка-дудка- будка -дудка) - «Непохожее слово» (из каждых 4-ёх названных взрослым слов необходимо выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: мак-бак-так- банан, сом-ком- индюк -дом, лимон-вагон- кот- бутон, мак-бак- веник -рак, совок- гном -венок-каток, пятка-кадка- лимон -ватка, ветка- диван -клетка-сетка, каток- дом -моток-поток) - «Реши задачки» (необходимо в каждом из прочитанных взрослым четверостиший выбрать слова, подходящие по смыслу:

* Я тебе задачу дам – всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может всё, хоть ростом мал? (Слова для подстановки- дом.ком, гном, сом)

* Я ещё задачу дам - всё расставить по местам: Вот печать на простыне - … Зеленеет на окне - … Волейбольная висит… Канарейка в ней сидит -… (сетка, клетка, метка, ветка)

* Я опять задачу дам – всё расставить по местам: Что стащил игривый кот? … Детям мамочка плетёт?...

С гор спускается, течёт?...

Что за скользкий, ровный лёд?... (каток, поток, венок,моток)

Примеч.: слова метка,сетка, моток, поток объяснить детям заранее)

- «Домино» (составление цепочки слов; каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова: до м-м а к-к о т …)

- «Какой звук потерялся?» (…амолёт «с», ве…осипед «л»…)

- «Найди ошибку» (исправление ошибки в слове путём замены звука: «Сидит на грядке крепко, оранжевая… к епка» «р епка»; «Любопытные мартышки собирают с ёлок п ышки» «ш ишки»; «На виду у детворы кры с у красят маляры» «кры ш у»…)

- «Подбери слово в рифму» (ночка – дочка, кочка, почка, мочка, точка, бочка; душка – пушка, мушка, сушка…)

- «Получи новое слово» (замена первого звука в слове на звук Д: сом-дом, волк-долг, пух-дух, круг-друг, пушка-душка, пороги-дороги, пар-дар, ночь-дочь, роза-доза, кочка-дочка, рама-дама, лавка-давка, туш-душ, поход-доход, вождь-дождь, пачка-дачка) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

«МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

-Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Сфера», Воронеж, 2006 -Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. М., ТЦ «Сфера», 2009

-Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.М., АСТ Астрель, 2003

-Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М., ТЦ «Сфера», 2007

-Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать, слышать. М.,» Паритет», 2004. -Буйко В. Чудо-обучайка. Екатеринбург, «Литур», 2006

-Гербова В.В. Занятия по развитию речи. М., «Мозаика-Синтез», 2007

-Жихарева-НоркинаЮ.Б.Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш.Ж. М., «Владос», 2005

-Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки С-СЬ. М., «Владос», 2005

-Картушина М.Ю. конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М., ТЦ «Сфера», 2007

-Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М., УЦ «Перспектива», 2009

-Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. М., Изд. «Гнои и Д.», 2007

-Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. М., Изд. «Гном и Д.», 2008

-Крупенчук О И. Стихи для развития речи. С-Пб., «Литера», 2006

-Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., «Мозаика-Синтез», 2006

-Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. М., «Мозаика-Синтез», 2005

-Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.,ТЦ «Сфера», 2008

-Новикова Е.В. Логопедическая азбука. М., Изд. «Гном и Д.», 2007

-Новиковская О.А. Сложи словечко. С-Пб., «Паритет», 2006

-Новиковская О.А. Вылечи словечко. С-Пб., «Паритет», 2006

-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми.Звук Л. М., «Владос», 2004

-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. М., «Владос», 2003

-Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М., «Мозаика-Синтез», 2006

-Ткаченко Т.А.Правильно произносим звук Р. (Звук Л. Звук Ш. Звук С.) Екатеринбург, «Литур», 2007

-Трафимова Г.В., Сахариленко А.О. Секреты звуков. Минск, Изд. ООО «Красико-Принт», 2007

Приложение 35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: