Вопрос 5(9)УЭФ

Изучение спроса на фармацевтические товары осуществляют в двух на­правлениях:

- определение количественных характеристик различных видов опросов и Интенсивности его развития;

- исследование факторов, формирующих спрос.

По степени удовлетворения спрос классифицируют:

- на действительный (равен числу обращений за товаром);

- реализованный (равен фактическому потреблению товара потребителями);

-на неудовлетворенный - разница действительным и реализованным спросами (реальный неудовлетворенный - равен числу отказов, и скрытый не­удовлетворенный - равен числу замен).

По признаку генератора спроса:

-генерируемый институциональными потребителями (размер средств на оказание фармацевтической помощи и размер предложения фармацевтических препаратов);

- генерируемый промежуточными потребителями (величина рецептур­ного отпуска и объем лекарственной помощи);

-генерируемый населением (величина оплачиваемых населением фар­мацевтических товаров и услуг).

Значение спроса определяется покупательской способностью потребителей и величиной предлагаемых товаров и услуг. Он может быть измерен по степени удовлетворения. Для этого определяется объем действительного спроса и неудовлетворенного, структура и величина отказов и замен. Определить интенсивность спроса позволяет анализ динамики продаж, поставки и остатков каждого наименования товара или группы товаров.

Группа экономических показателей (цена, платежеспособность населения и др.), оказывают непосредственное влияние на спрос. Факторы, влияющие на величину спроса, рассматриваются как отдельно, так и в целом. Степень влияния отдельных факторов на величину спроса определятся методами расчета коэффициента корреляции и эластичности. Степень влияния отдельных фак­иров объясняют коэффициенты подоходной и ценовой эластичности (К).

► Основными экономическими законами рынка являются законы спроса и законы предложения.

Закон спроса отражает связь цены на товар и величиной спроса на него.

Величина спроса определяется ценовыми и неценовыми детерминантами, Степень зависимости спроса от цены называется эластичностью спроса (коэффициент эластичности). Этот показатель позволяет сопоставлять данные oб эластичности спроса на товары в единой системе единиц измерения. По отношению к коэффициентам эластичности товары делят на две группы:

- товары эластичного спроса;

- товары неэластичного спроса.

В первую группу попадают товары, у которых К>1, то в основном пред­меты роскоши. При этом доход от продаж товаров растет от снижения цены и наоборот.

Во вторую группу попадают товары с К<1, например, товары первой не­обходимости. Общий доход возрастает от повышения цены и падает от сниже­ния цены, но незначительно.

Унитарный спрос имеет место, когда изменение в ценах компенсируется изменениями в размере спроса. Ценовая эластичность при этом =1. Абсолютно неэластичный спрос наблюдается при условиях, когда сниже­ние цены не вызывает снижение величины спроса на товары. Это могут быть товары первой необходимости.

Мерчандайзинг - это комплекс мероприятий по наиболее эффективному размещению товаров и информационно-рекламных материалов с целью скорейшей реализации товаров и стимулирования покупателя принять решение покупке.

Особенность мерчандайзинга в АП - направленность на препараты без­рецептурного отпуска и парафармацевтическую продукцию, т.е. те товары, вы­бирать которые может сам потребитель. Существуют основные принципы мер­чандайзинга: концепция места, атмосфера торгового зала, внешний вид аптеки, принципы эффективной реализации ЛС.

Мерчандайзинг состоит не только в том, чтобы сделать полки привлека­тельными. Он нацелен то, чтобы оказать воздействие на поведение покупателя, который уже находится на месте продажи товаров, таким образом, чтобы по­тенциальный покупатель узнал о вашем предложении, заинтересовался в нем, захотел купить и купил.

А для этого необходимо соблюдать законы - законы успешного мерчан­дайзинга:

Закон запаса гласит: все выложенные товары должны быть обеспечены как минимум трехдневным запасам.

Закон расположения предполагает обязательное присутствие мини­мального набора ассортиментных позиций, определенных для каждой торго­вой точки.

Закон презентации иначе можно назвать правилом повторения: одно на­именование товара должно быть представлено в нескольких единицах. Иначе не вызовет незапланированную покупку.

Правило баланса: для быстрого и легкого ориентирования покупателя товары одной товарной группы должны располагаться горизонтально по од­ной пинии симметрично относительно друг друга.

Видя товар, покупатель должен видеть и его цену. Причем цена должна располагаться на каждой упаковке с левой стороны.

Для фитопрепаратов работают все принципы расположения и размещения н горговом зале, однако лучше разместить их на отдельной витрине (за исклю­чением настоек).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: