Виды транспорта, их краткая характеристика и особенности

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются различными, тесно связанными и взаимодействующими видами транспорта, которые образуют единую сеть путей сообщения страны

В зависимости от функций в процессе производства транспорт подразделяют на:

- внутрипроизводственный (или промышленный), обеспечивающий в основном технологически нужды данного производства (шахт, заводов и т.д.): перевозка грузов в пределах предприятия, доставка сырья, топлива, материалов с магистральной дороги и вывоз готовой продукции и порожняка в обратном направлении;

- внешний, или магистральный, обеспечивающий экономические связи между производителями и потребителями продукции, а также пассажирские перевозки.

Виды промышленного транспорта: конвейеры, подъемники,подвесные канатные дороги, автотранспорт, железные дороги нормальной и узкой колеи. Протяженность железнодорожных подъездных путей России составляет свыше 120 тыс.км. Из всего количества грузов, перевозимых, магистральным транспортом 95% зарождается и более 80% погашается на подъездных путях предприятий.

Современный магистральный транспорт подразделяется на:

1) железнодорожный;

2) автомобильный;

3) водный (речной и морской);

4) воздушный;

5) трубопроводный (нефти, продукты и газопроводы).

Эти виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему (ЕТС). Кроме того, в состав ЕТС входят линии электропередач.

Распределение перевозок между указанными видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе, технико-экономической эффективности каждого вида транспорта. При этом учитывается себестоимость перевозок, капитальные вложения, качество самой транспортировки (скорость доставки, регулярность сообщений, удобство, сохранность грузов и др.). Учитывается провозная способность (количество груза, которое можно перевезти за год тем или иным видом транспорта), производительность труда, расход металла, прибыли, финансового благополучия каждого вида транспорта. Это требует постоянного поиска новых привлекательных услуг для грузовладельцев и пассажиров, дополнительных работ, сопровождающих процесс топлива и другие факторы.

В условиях рыночной экономики на первый план выходит проблема повышения доходов, перевозки. Основным источником увеличения прибыли является внедрение прогрессивных технологий и эффективных способов обслуживания транспортной клиентуры.

Грузооборот транспорта в 1-м квартале 2011 года и темпы его роста (снижения) показаны в табл.1.1.

Таблица 1.1

Грузооборот % роста (снижения)

Вид транспорта млрд.т-км грузооборота 1 кв.2011г.

к 1-му кв. 2000г.

1. Трубопроводный 499,5 +2,2

2. Железнодорожный 346,3 +3,1

3. Автомобильный 31,6 -3,0

4. Морской 26,4 +19,2

5. Внутренний водный 5,3 -11,0

6. Воздушный 0,6 +10,4

Рассмотрим основные элементы единой транспортной системы.

Железнодорожный транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: