double arrow

Основные понятия педагогики

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки является проблема развития личности. Педагогический аспект развития личности связан с выявлением наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания. В центре изучения проблем личности находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие и саморазвитие. Личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции.

Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Содержание образования представляет комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для развития личности.

Воспитание в широком смысле включает в себя воздействие на личность общества в целом (воспитание отождествляется с социализацией). В узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений.

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Между образованием, обучением, воспитанием и психологической подготовкой существует диалектическая, сложная и противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему педагогическому процессу (образованию) принципиальную направленность и выступает в качестве важнейшего средства активизации познавательной деятельности людей. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются развитие и психологическая подготовка обучаемых. Кроме того, педагогика изучает еще сущность процессов самообразования и самовоспитания.

Самообразование представляет собой целеустремленную работу человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. А самовоспитание – это целенаправленная, активная личная деятельность людей, способствующая формированию и развитию у них положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с требованиями общества.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию обратной связи.

Педагогическая технология фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования.

Педагогическая задача – это основная единица педагогического процесса, это ситуация воспитания и обучения, характеризующая взаимодействие педагогов и воспитанников с определенной целью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: