Отрасли педагогической науки

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими условиями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформации тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли.

История педагогики – отрасль педагогики, исследующая исторические этапы развития педагогических идей и взглядов. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания и обучения человека, разрабатывающая основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: общие основы; дидактика (теория обучения); теория воспитания; школоведение.

Педагогика высшей школы – отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения высшего образования.

Школьная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средней школе.

Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности.

Профессиональные педагогики – отрасли педагогики, ориентированные на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки пред­ставителей различных профессий.

Педагогика неформального образования – отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания.

Педагогика образования взрослых – отрасль педагогики, специально исследующая формы и способы образования взрослых людей.

Методология и теория педагогики – специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное своеобразие педагогических явлений, их связи с другими общественными феноменами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в системе отраслей общественных знаний. В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальным конкретизацией путей и способов достижения заданных результатов. Педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании и обучении людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: