Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Педагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. Педагогика изучает три главных составляющих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить); содержание обучения (чему учить); формы и методы обучения (как учить).

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семья, образовательные, культурные, воспитательные учреждения).

Задачи педагогики:

- определение и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

- изучение и обобщение педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику;

- прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

- разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

- внедрение результатов педагогического исследования в практику образования.

- изучение структуры, функций, содержания и диалектики развития целостного педагогического процесса с целью выявления его закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, а также вытекающих отсюда правил и практических рекомендаций;

Функции педагогики:

1. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: описательном (изучение передового опыта), диагностическом (выявление состояний педагогически явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся), прогностическом (экспериментальное исследование педагогического процесса).

2. Технологическая функция реализуется на трех уровнях: проективном (разработка методических материалов); преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).

Раскрывая педагогические закономерности, обосновывая принципы обучения и воспитания, осуществляя сравнительную характеристику форм, методов и приемов педагогической деятельности и т. д., педагогика указывает людям наиболее действенные пути, средства и способы решения возникающих задач.

Наряду с правильными, подтвержденными практикой концепциями и рекомендациями, на каждом этапе развития педагогики могут иметь место и спорные, недостаточно научно обоснованные суждения. Развиваясь, педагогика отбрасывает устаревшие и неверные положения, обогащается новыми идеями, более адекватно отражающими сущность педагогического процесса или его отдельных элементов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: