Активная жизненная позиция человека – это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.
Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения ими социальным опытом, профессиональным мастерством.
Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Основные структурные компоненты активной жизненной позиции:
- нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонние знания, убеждения, отношения личности;
- мотивационно-побуждающий, содержащий социально- и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы, характеристики личности;
- практически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.
Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:
- целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;
- ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;
- результаты деятельности и общественной активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;
- реальные действия, поступки и образ жизни личности.
Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно быть заинтересовано в постоянном воспроизводстве и совершенствовании активности и ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образованию, обучению и воспитанию.