Роль жизненной позиции в педагогическом процессе

Активная жизненная позиция человека – это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.

Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения ими социальным опытом, профессиональным мастерством.

Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.

Основные структурные компоненты активной жизненной позиции:

- нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонние знания, убеждения, отношения личности;

- мотивационно-побуждающий, содержащий социально- и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы, характеристики личности;

- практически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.

Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:

- целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;

- ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;

- результаты деятельности и общественной активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;

- реальные действия, поступки и образ жизни личности.

Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педаго­гов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно быть заинтересовано в постоянном воспроизводстве и совершенствовании активно­сти и ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образова­нию, обучению и воспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: