Обучение – целенаправленный процесс двусторонней деятельности обучающего (учителя, преподавателя) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Обучающий различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на психику обучаемых. Ученики реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Таким образом, обе стороны процесса предполагают активное отношение друг к другу.
Содержание процесса обучения определяется его основными характеристиками:
- принципами обучения, представляющими собой основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения;
- методами обучения, т. е. способами совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности последних, ведущими их от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющими им усвоить конкретное содержание образования;
- формами обучения – четко организованными и методически оснащенными системами познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся;
|
|
- средствами обучения, т. е. всеми объектами и процессами (материальными и материализованными), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
Знания представляют собой совокупность усвоенных учеником сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Навыки – это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.
Обучаемые – дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями. Ведущей стороной процесса обучения является деятельность обучающего, называемая преподаванием, так как она призвана побудить к инициативной деятельности (учению) обучаемых и организовать ее.
В свою очередь деятельность ученика по овладению знаниями, навыками и умениями с учетом требований современной жизни носит название учения. Его движущей силой выступает борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.
|
|
Процесс обучения детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности обучаемых. В результате перед дидактикой встают все новые и новые проблемы, разрешение которых требует максимально эффективного использования достижений других наук, с которыми она устанавливает и поддерживает тесные связи.