Факторы развития личности

Педагогика имеет дело с конкретными людьми, личностями. От того, насколько она учитывает их различные особенности и факторы, зависит эффективность педагогического воздействия.

Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, становясь личностью и будучи объектом педагогики, формируется под вли­янием окружающей среды и общества, в результате целостности и стадиальности ее развития.

Окружающая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и пра­вильно относиться к тому, чему их обучают.

Общество в совокупности всех его проявлений оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тота­литарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства. Группа, микрогруппа, семья и т. д. также являются важной детерминантой формирования личнос­ти. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой – совершен­ствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Целостность личности зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостаток других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.

Внутренне обусловленные характеристики личности. Человек формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями его организма (особенностями анатомо-физиологической структуры, физиологии ВНД, спецификой процессов интеграции и компенсации в развитии личности).

Анатомо-физиологические особенности личности – это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе обучения и воспитания. Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках. Интеграция в развитии личности означает, что все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования. Компенсация в развитии личности означает, что, несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных ге­нетических или психофизиологических недостатков, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий он способен достигать хоть и позднее, но полного своего индивидуального совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: