Периодизация и стадии развития детей

В процессе своего формирования ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального развития и воспитания.

Социальная стадия имеет следующую структуру.

От рождения до 1 года – раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил ребенка к первичной адаптации к жизни.

От 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, развития его физических функций, психических свойств и процессов.

От 3 лет до 6 – раннее детство – этап перехода из младенчества в детство. Это время интенсивного накопления ребенком социально значимого опыта и умений ориентироваться в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру.

Все три периода от рождения до 6 лет называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществ­ляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нрав­ственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному на­пряжению наступает к 7 годам.

От 6 до 8 лет – собственно детство. В это время происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

От 8 до 11 лет - предподростковый период – время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.

От 11 до 14 лет – отроческий, подростковый возраст – новый качественный этап в развитии ребенка. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении половое созревание, в психологическом – формирование личностного самосознания, активное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

От 14 до 18 лет – юношеский возраст – время завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши старшие школьники получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Всякие попытки развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: