Педагогическая наука не может развиваться, если она не предусматривает и не реализует на практике пути совершенствования учителями и воспитателями знаний по психологии и педагогике. Совершенствование знаний по психологии и педагогике осуществляется следующими путями.
Изучение психологии и педагогики в системе подготовки и переподготовки учителей и воспитателей. В нашей стране существует и эффективно функционирует стройная система повышения квалификации – система подготовки и переподготовки учителей, научных работников и других категорий представителей народного образования, включающая педагогические вузы, институты усовершенствования учителей, курсы повышения квалификации.
Организация специальных психолого-педагогических лекториев. Для обмена опытом между работниками народного образования, учителями, преподавателями вузов специально проводятся лектории, на которых обсуждаются важнейшие современные проблемы обучения, воспитания и образования.
Проведение конференций и семинаров по проблемам психологии и педагогики. Педагогика и психология – постоянно развивающиеся области научных и практических знаний. Для обсуждения их важнейших проблем проводятся специальные научно-практические конференции.
|
|
Самостоятельная работа учителя и воспитателя по изучению психолого-педагогической литературы. Учитель и воспитатель должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Самый эффективный способ для этого – знакомство с новой литературой и документами образования, выходящими в достаточно большом количестве у нас в стране.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В нашей стране, во многих ее регионах, непосредственно в учреждениях народного образования, а также за рубежом постоянно накапливается педагогический опыт и результаты конкретной воспитательной деятельности педагогов и психологов, которые подвергаются централизованному изучению и обобщению, а затем пропагандируются различными способами.
Привлечение учителей и воспитателей к научно-исследовательской работе по проблемам психологии и педагогики. В России имеются научно-исследовательские учреждения и организации (например, Российская академия образования), осуществляющие изучение педагогической и образовательной деятельности в рамках специальных научных программ. К этой работе не только привлекаются учителя и воспитатели на местах, но и основные исследования проводятся непосредственно там, где они выполняют свои профессиональные обязанности.
Деятельность психологов и педагогов по пропаганде психолого-педагогических знаний. Система образования в нашей стране построена таким образом, чтобы способствовать эффективному распространению и пропаганде психолого-педагогических знаний, профессионального педагогического опыта. Педагоги и психологи, работающие на местах, в конкретных учебных заведениях должны быть заинтересованы в пропаганде новейших достижений психолого-педагогической науки, конкретных прикладных знаний, способствующих повышению эффективности их важного труда.
|
|
Изменения, происходящие в сегодняшней жизни и деятельности людей, предъявляют определенные требования к современному образованию, обучению и воспитанию. В настоящее время для них характерны:
- гуманизация, т. е. максимальная ориентация на запросы и чаяния людей, учет и правильное развитие их индивидуальных и социально-психологических особенностей, навыков и умений, заботливое и правильное отношение к каждому из них;
- обеспечение взаимодействия семьи и школы, предполагающее координацию образовательных, воспитательных и обучающих усилий родителей и учителей и позволяющее повысить эффективность образования, обучения и воспитания;
- активизация учебно-воспитательного процесса, ориентирующая учителей и воспитателей на всестороннее развитие форм и методов образования, обучения и воспитания, интенсивное и всевозрастающее их применение, тем самым способствующее развитию знаний, навыков и умений учащихся;
- гарантирование ученического самоуправления, предусматривающего все большее участие самих учащихся в организации, осуществлении и контроле процесса образования, обучения и воспитания, позволяющего им еще лучше осознать и преодолевать встречающиеся в его ходе трудности и тем самым осознавать свою ответственность за его осуществление; обеспечение диалогового общения между учителями (воспитателями) и учащимися. Диалог, равноправное взаимодействие между учителем и учащимися способствуют достижению полного взаимопонимания между ними, обеспечивают ответственность каждого за осуществление процесса образования, воспитания и обучения;
- применение в учебно-воспитательном процессе информационно-вычислительной техники, позволяющее интенсифицировать процесс образования, обучения и воспитания, внедрять в него новые технологии, более продуктивно развивать знания, навыки и умения учащихся.