Изучение и обобщение передового педагогического опыта – важнейшая предпосылка совершенствования содержания и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования. Основными его направлениями выступают:
1. Изучение проблем воспитания. В процессе обучения и воспитания школьников в различных регионах нашей страны возникает множество проблем, накапливается опыт их решения, возникают новые и совершенствуются старые формы обучения, появляются учителя-новаторы.
2. Изучение опыта воспитания. Осмысление и обобщение опыта педагогической деятельности всех педагогов и учителей-новаторов, его распространение на всю систему образования страны позволяет повысить качество учебно-воспитательного процесса в системе образования.
3. Организация и руководство учебно-воспитательным процессом. Такая деятельность в различных учреждениях образования, в различных регионах страны имеет свою специфику, положительные и отрицательные стороны. Их целенаправленное и хорошо продуманное осмысление и обобщение имеют огромную ценность, а распространение передового опыта их осуществления повышает вероятность преодоления подобных трудностей в других учреждениях образования.
|
|
4. Совершенствование педагогической культуры воспитателей. Педагогическая культура педагога (воспитателя) – это интегративная характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность, сочетая ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Она предполагает наличие таких составляющих ее компонентов, как широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога и воспитателя, эффективное проявление совокупности важных в учебно-воспитательной работе их развитых личностных интеллектуальных и организаторских качеств, умение сочетать учебную и воспитательную работу с поиском путей их совершенствования, педагогическое мастерство педагога и воспитателя. Пропаганда опыта совершенствования учителей и преподавателей, развитие их педагогической культуры – важнейшие условия и предпосылки повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования страны.
Содержательная наполненность процесса изучения и обобщения передового педагогического опыта находит воплощение:
- в изучении целей и задач педагогической практики;
- сборе материалов опыта обучения и воспитания во многих регионах страны;
- осуществлении теоретического анализа собранных материалов и выдвижении научно обоснованных предложений о путях оптимизации учебно-воспитательной работы;
- теоретическом обобщении эмпирического и экспериментального материала и разработке научно обоснованных рекомендаций для всех категорий учителей и воспитателей;
- внедрении разработанных рекомендаций в практику обучения и воспитания людей.